Презентация книги «Четыре портрета» (часть1) академиков РАХ А.Толстикова и М. Вяжевич

 

Книга «Четыре портрета» (часть1) академика РАХ художника Александра Толстикова и академика РАХ искусствоведа Марии Вяжевич написана на основе впечатлений, полученных авторами во время общения с Народным художником СССР, академиком РАХ Петром Павловичем Оссовским, Народным художником СССР, академиком РАХ Виктором Ивановичем Ивановым, Народным художником РСФСР (РФ), академиком РАХ Дмитрием Дмитриевичем Жилинским и Народным художником РФ, академиком РАХ Андреем Андреевичем Тутуновым – выдающимися отечественными живописцами, яркими представителями изобразительного искусства второй половины XX столетия, так называемыми «шестидесятниками».

Приводимые в тексте книги материалы дают возможность познакомиться заинтересованному читателю с многолетним творческим опытом и секретами профессионального мастерства четырех крупнейших художников, которые рассказывают о своих приемах и методах работы над станковой картиной, обсуждая вопросы композиции, формы, колорита, цвета, тона, являющихся неотъемлемой частью техники и технологии современной живописи. В качестве иллюстраций использованы фотографии атрибутов творческой деятельности персонажей книги и репродукции их портретов, представленных в экспозиции документально-художественной выставки «Искусство и наука в лицах. Портреты современников» в залах Архива Российской академии наук в апреле 2016 года. Все диалоги с персонажами книги воспроизведены авторами по собственным дневникам и аудиозаписям с небольшой литературной редакцией. Книга предназначена для специалистов и широкого круга любителей изобразительного искусства.

«В новых условиях первого десятилетия XXI века художественная правда мастеров-героев этой книги обрела новое значение. Напоминая ветхозаветных пророков, в свои времена они говорили о том, что станет насущной потребностью в будущем, предвосхищая недостаток «духовного кислорода» наших дней.
Отражением именно этого аспекта в личностях выдающихся мастеров стала серия портретов, созданных Александром Толстиковым, академиком Российской академии художеств, представителем поколения художников, пришедшего в искусство в 1980-е. Четыре портрета - дань уважения, почтительное внимание ученика и одновременно попытка осмыслить и оценить роль каждого из персонажей в контексте художественной истории "post factum" и в настоящем времени. И, конечно, стремление выразить личное впечатление от встречи и общения с каждым из героев.

Из четырех портретов только один построен на прямом диалоге со зрителем. Энергетический центр, нерв образа – внимательный и требовательный взгляд Петра Оссовского, в чем-то категоричного, бескомпромиссного, сильного мастера и человека.

Противоположным по решению предстает портрет Д.Д.Жилинского, для которого характерны замкнутость и отрешенность. Художник предстает погруженным в раздумье. Закрытость композиции поддерживает меланхоличность образа, характерные для личности мастера уравновешенность и мягкость. Это портрет уходящего романтизма, в котором деликатность и такт сочетались с искренностью и верностью возвышенным идеалам.

Динамичный поворот, открытость силуэта характеризуют третий из портретов цикла – образ Виктора Иванова отражает мощный, энергичный, цельный характер. Монументальность трактовки продиктована свойствами личности и творчества мастера верного и преданного избранной однажды теме и людям. Андрей Тутунов – снова замкнутость, спокойствие, философичность.

Четыре портрета – цикл, вызывающий абсолютно музыкальные ассоциации, напоминает редкую четырехчастную сонату, в которой каждая из частей выдержана в определенном темпе и чередуется между собой. Оссовский – аллегро, Жилинский и Тутунов – анданте, Иванов – ларго».
Академик РАХ М.В. Вяжевич

Презентация издания состоится 20 января в 17 часов по адресу: ул. Новочеремушкинская 34, Архив Российской академии наук.






версия для печати