«Моя Россия». Выставка произведений Юрия Шишкова.

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


17 мая 2016 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, дом 21  открывается выставка произведений известного московского живописца, заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Шишкова Юрия Алексеевича - «Моя Россия».
На выставке представлено более 150 живописных и графических работ  из мастерской художника, созданных за последние десятилетия.
Ю.А.Шишков родился в Москве в 1940 году.  В 1979 году окончил МГАХИ им В.И.Сурикова.  С 1980 года – член Союза художников СССР, член Правления МСХ.  После окончания института работал на комбинате  монументально-декоративного искусства, где  принимал участие в  художественном оформлении многих крупных объектов в Москве, среди которых - Институт военных юристов,   агентство «Роспечать» (в технике римской мозаики) в соавторстве с Ю.Родиным  и др.  В 1989 и 1991 годах совместно с Н.Андроновым и Ю.Родиным выполнял мозаичные работы на станциях московского метрополитена «Савеловская» и «Крестьянская застава», руководил бригадой художников по выполнению росписей в павильоне «Советская культура» на ВДНХ и др.  Высокий профессионализм, оригинальные композиционные и колористические решения отличают монументальные произведения художника, мастерски владеющего различными техниками. Много внимания Ю.А.Шишков уделяет занятию станковой живописью, совершает творческие поездки по стране, принимает активное участие в проведении художественных выставок.  С 1992 года преподает в МГАХИ им. В.И.Сурикова, с 2000 г.  является доцентом кафедры живописи и композиции.
На формирование творческих принципов  художника большое влияние оказало обращение к опыту  таких ярких и талантливых представителей «сурового стиля»  как В.Попков и Н. Андронов. По сравнению Н.Андроновым, на тематику и стилистику которого Ю.Шишков опирается  в своем творчестве,  для него характерна  более суровая образность  и целостность  живописной манеры.  Результатом творческих поездок  по северным областям нашей страны стало  создание художником собирательного, поэтического образа  русской деревни, где освященная верой жизнь человека, которая складывалась веками в соответствии с природными ритмами,  обретала устойчивые, гармоничные формы.  В его работах  предстает образ стародавней России, отмеченный светлой печалью и скорбью по уходящим родным деревенским мотивам, утратам в жизни деревни, провинции, где еще сохранилось  ощущение незыблемости родной земли и уклада быта её обитателей.  Творчество Ю.Шишкова – это не столько изображение действительности, сколько выражение духовного опыта художника, его чувства и переживания, его представления о мире. В экспозиции представлено немало работ, посвященных уникальным архитектурным ансамблям - «Новодевичий монастырь»,  храмам, их особой роли в формировании Российского государства, их гармония с природой и неторопливый жизненный уклад, хранящий традиции русской провинции: «Ферапонтово», «Суздаль», «Северная деревня», «Белая церковь» и др.
Мироощущению Ю.А.Шишкова свойственно осознание драматизма, не зависящего от временных или социальных факторов, будь - то противостояние судьбе творческой личности,  трагическая ситуация, связанная с уходом человека из жизни, или одиночество старого человека. Именно одиночество, понимаемое автором как утрата современными людьми представления о своем месте в мире, о конечной цели и смысле бытия, становится основным источником драматизма в его работах.  Герои Ю.А.Шишкова погружены в свой внутренний мир, ищут в себе ответы на поставленные вопросы. Художник сопереживает своим героям и размышляет над нравственной стороной этой проблемы, пытается  найти  опору в приобщении к духовному опыту прошлого и  сопоставить этот опыт с реалиями современной жизни.
По мнению автора, с особой остротой одиночество проявляется в жизни большого города, где люди, оторванные от своей почвы и утратившие традиционные связи, даже существуя рядом, по сути разъединены, и далеко  не  всегда несчастье объединяет близких людей. Обращает на себя внимание существенное различие в формально-образном строе работ деревенского и городского циклов. Это касается и выбора сюжетов, и  степени условности самого живописного языка. Если мир городской жизни в будничных проявлениях всегда более конкретен в деталях, реален в пластической осязаемости, а образы героев не лишены психологизма, остросовременны и даже гротескны, то деревенские работы художника в большей степени тяготеют к монументальности, их образность строится на выразительности обобщенных силуэтов и гармонии колористических отношений.
В целом, проблематика поисков художника намного шире. Тем не менее,  в его творчестве несовместимость    идеального, но уже уходящего мира старой русской деревни и полного противоречий, но реального в своей конкретности и жизнеспособности  современного города - по своему отражает трагический разрыв между прошлым и настоящим, остро переживаемый  нашим обществом. Через всё творчество Ю.А.Шишкова проходят работы, посвященные памяти Н.Андронова, В.Попкова и других талантливых художников «сурового стиля», причем на этих полотнах Н.Андронов нередко являет собой печальный образ   не только художника, но и человека времени несбывшихся надежд. Творческие усилия Ю.А.Шишкова постоянно направлены  на преодоление этого разрыва путем освоения духовного опыта своих предшественников ради продолжения  преемственности жизни и отечественной культуры.  
За большие заслуги в отечественном изобразительном искусстве и многолетнюю педагогическую деятельность творчество Ю.А.Шишкова   неоднократно было отмечено наградами, дипломами и премиями.
Работы  художника находятся в  собраниях художественных музеев нашей страны и в зарубежных частных коллекциях.
Выставка продлится по 5 июня 2016 года.

Управление информации Российской академии художеств

СМИ о выставке:







версия для печати