Юрий Злотников «Живопись – анализ психофизтологии человека и отображение его бытийного пространства»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


17 ноября 2015 г. в залах МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели по адресу: ул. Пречистенка, 19 открывается выставка произведений  члена-корреспондента Российской академии художеств Юрия Злотникова «Живопись – анализ психофизиологии человека и отображение его бытийного пространства». 
В ретроспективную экспозицию вошло свыше 150 живописных и графи-ческих работ, созданных в 1950-е - 2015 годы. 
Юрий Злотников – один из ярких и значительных художников отечествен-ного абстрактного искусства. Он родился в 1930 году в Москве. Учился в МСХШ, работал стажером-декоратором в Большом театре, занимался выставочным дизайном на ВДНХ, сотрудничал с издательствами в качестве книжного иллюстратора. И все это время искал свой путь в искусстве,  свою собственную систему изобразительных средств. В середине 1950-х годов Злотников создал серию абстрактных графических листов «Сигнальная система».  Совместно с психологами  он проводил эксперименты, пытаясь понять, как человеческий мозг воспринимает посылаемые картинами сигналы.  «Для меня искусство – прежде всего  исследование», – говорит художник.
В начале 1960-х годов Злотников вновь обращается к реальной действи-тельности, ездит в творческие командировки. Мастерство композиции, при-родное чувство колорита отличает его живописные  портреты и  фигуративные серии: «Витрина», «Город», «Балаково».  Уже в этих работах проявляется его по-нимание картины как условной конструкции. И тогда же он пишет многофи-гурные композиции, увиденные сверху и как бы в отдалении, такое зрение поз-воляло ему даже в небольших по размеру картинах передать большой масштаб.  Много работ, начиная с конца 1940-х годов, он посвятил теме Москвы.
В 1970-е годы Злотников работает над серией «Коктебель», в которой воз-вращается к абстрактной живописи, но уже в иной стилистике, чем  в  знаме-нитой «Сигнальной системе». Рядом с лирическими южными пейзажами появ-ляются работы, где главную роль играет пространство, а взгляд сверху пре-вращает человеческие фигуры и предметы в цветовые пятна, линии, запятые на поверхности листа, растворяя их в природном окружении. 
В 1970-е – 2000-е годы  каждой новой серией художник обозначает опре-деленный этап творчества, часто не связанный с предыдущим. Метафориче-ским, иносказательным является «Библейский цикл». Здесь есть и вполне узна-ваемые герои («Жертвоприношение», «Рождение Иосифа»), и чистая абстракция из цветовых пятен и геометрических фигур - все работы объединяет напряженная образность, трагическое ощущение священной истории. 
Постоянный дух эксперимента заставляет художника искать новые пути. В картине «Антитеза «Черному квадрату» Малевича» (1988), Злотников своими броскими, энергичными мазками передает беспредельность цветовых ощуще-ний окружающего мира.
В 1990-е-2000-е годы он продолжает свои пластические эксперименты, работает над сериями: «Пространственные конструкции», «Иерусалим»,  «Про-странственная комбинаторика», «Полифония» и др., постоянно удивляя  неожи-данными творческими открытиями.
Доктор искусствоведения А.Раппапорт пишет: «Злотников уникален уже тем, что никому никогда не подражал, задал себе собственные законы и образцы и не изменял принципам абстрактного искусства, которые позднее были подвергнуты решительной ревизии концептуалистами. Его оппозиция концеп-туализму - свидетельство бескомпромиссности. Роднит же Злотникова с кон-цептуальным искусством почтение к науке и философии.  Из всех направлений авангарда Злотников выбирает беспредметность, абстракцию».
Работы Ю.Злотникова находятся в собраниях Государственной Третья-ковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного литературного музея, Московского музея современного ис-кусства,  во многих российских и зарубежных музеях и частных коллекциях.
Выставка продлится до 6 декабря 2015 г.
Управление информации Российской академии художеств

СМИ о выставке:









версия для печати