Научно-просветительский творческий форум и выставка «ВИЗАНТИЯ.RU»

 

Другие выставочные залы


26 июля 2015 года в национальном заповеднике «Херсонес Таврический»  в экспозиции выставочного шатра - центрального пространства проекта «ВИЗАНТИЯ.RU. К 1000-летию памяти Святого Равноапостольного князя Владимира» -    состоялось открытие научно-практического творческого форума.

В торжественной церемонии приняли участие Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь, Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, Благочинный Севастопольского Благочиния протоиерей Сергий, и.о. заместителя губернатора Севастополя Е.Г.Дубовик, академики Российской академии художеств Н.А. Мухин, Е.Н. Максимов, А.М. Лидов, В.Г. Калинин, известные сербские византинисты Марко и Даница Поповичи, директор музея византийского искусства на острове Корфу госпожа Дайманте Ригакоу и другие официальные лица.
Выступая с  приветственной речью, Митрополит Астанайский Александр,  отметил огромную значимость для развития отечественной и мировой культуры первого международного фестиваля современного христианского искусства.
В проекте  приняли участие около 200 художников и 50 учёных из разных стран. Кураторы проекта академики Н.А. Мухина и А.М. Лидов подчеркнули , что «…это проект про наши корни, про наше самосознание…. Про то как художники сохраняют те великие традиции, которые мы приняли от Византии…. Это то искусство которое будет говорить с современным человеком, и не только православным, на современном языке.»
Просветительское значение форума: выставки, конференции и мастер-классов отметили и все последующие официальные лица, прозвучали пожелания сделать фестиваль передвижным.
 За время работы проекта с  26 июля – 25 августа  площадки Форума, включая выставки, конференцию, мастер-классы, лазерные инсталляции посетило около 50 000 человек.

Свои благодарные отзывы о проекте оставили около 500 гостей не только из Севастополя и других городов Крыма, но из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Норильска, Чебоксар, Мурманска, Бреста, Луганска, Ульяновска, Саратова, Нижнего Новгорода, Киева, Челябинска, Кузбаса, из Чувашии, Новороссийска, Керчи, Ростова-на-Дону, Волгограда, Хабаровска, Одесса, Южно-Сахалинска, Северодвинска, Омска, Твери, Владимира, Таганрога, Смоленска, Орла, Благовещенска, Нижневартовска, Тюмени, Днепропетровска, Ханты-Манссийска, Омска, Сочи, Магнитогорска, Караганды, Белгорода, Кирова, Башкортостана, Самары, Комсомольска-на-Амуре, Львова, Воронежа, Калуги.

«Лично для меня "Византия.ру" была не просто выставка или проект, а нечто намного большее. Она согрела, оживила, одухотворила древние застывшие руины и многие потухшие сердца и мистически навсегда останется на херсонесской земле».
Яшаева Татьяна Юсуфовна, заведующая отделом средневековой культуры Национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»:

«Православная Византия и Православная Русь наконец-то напомнили миру о себе! Спасибо организаторам за граммотную и профессиональную работу, направленную на укрепление и процветание нашего Отечества»
Сотрудники Института Российской истории РАН, г. Москва

«Огромное спасибо организаторам выставки, создателям этой прекрасной экспозиции; то, что представлено на этой выставке полное подтверждение моих чаяний и идей. В настоящее время пишу кандидатскую по философии на тему «Эстетический идеал в социальной жизни Византии и его исторические перспективы». То, что представлено в данном проекте полностью подтверждает эвристичность и жизнеспособность культурного кода этой уникальной цивилизации.»
Синицын Т.Б., аспирант кафедры философии КФУ

«Огромное спасибо за красоту»
Женя, 9 лет

«Как будто перенеслась на 1000 лет назад! Много читала о Византии, о кн. Владимире и равноапост. Кн. Ольге. Как хорошо, что у человечества есть память!!! Спасибо!!! Приезжайте ещё!!!
Бондарь М.Н., г. Луганск

«Большое спасибо, что Вы есть, эта уникальная выставка имеет величайшее значение для нас обычных людей, а особенно для поколения молодого. Большое Вам спасибо.»
Л.П. Сидорова, г. Саратов

«Ростов-на-Дону будет знать о вашем проекте. Очень здорово!»
Черкес Е.А.

«Выглядит запредельно. Спасибо за окно в другой мир.»
Виктория, Евпатория.

«Спасибо!!! Для России очень важно то дело, которое Вы делаете.»


Учитывая популярность проекта, широкий общественный резонанс, а также предложения государственных и церковных деятелей фестиваль современного христианского искусства. «Византия.ru», согласно изначальному замыслу организаторов, мог бы стать передвижным всероссийским и международным творческим проектом.

Круговая панорама экспозиции шатра выставочного проекта «ВИЗАНТИЯ.RU» (смотреть)

ФИЛЬМ О ПРОЕКТЕ "ВИЗАНТИЯ.RU"
и Мастер-класс по технологии создания фрески, академика-секретаря отделения живописи РАХ, Народного художника России, профессора Е.Н.Максимова в рамках проекта «ВИЗАНТИЯ.RU» (смотреть)

Благодарность руководства музея-заповедника «Херсонес Таврический» за проведение научно-просветительского Форума «ВИЗАНТИЯ.RU» (смотреть)

Отзыв сотрудников музея-заповедника «Херсонес Таврический» о научно-просветительском Форуме «ВИЗАНТИЯ.RU» (смотреть)


Кураторы проекта: 
Николай Мухин – академик РАХ, лауреат Госпремии РФ, Народный художник России
Алексей Лидов – академик РАХ, директор научного Центра восточнохристианской культуры
Татьяна Яшаева – Заслуженный работник культуры, заведующая отделом средневековой истории Национального заповедника «Херсонес Таврический»

Проект осуществлён при поддержке:
Администрации Президента РФ, Правительства Севастополя, Московского Патриархата РПЦ, Севастопольского Благочиния, МЧС России.

Историко-культурное обоснование проекта:
История  города Херсонеса, входившего в состав Византийской империи, а позже завоеванного князем Владимиром, создаёт уникальное историко-культурное пространство для форума.
В собрании музея (часть помещений которого расположена в бывших корпусах монастыря Святого Владимира) находятся артефакты, памятники не только истории культуры Византийской империи, но и античности, ставшей основой для Византийской цивилизации.
Создание экспозиции современного религиозного искусства в этом контексте приобретает особое смысловое звучание. 
Русь приняла христианство из рук великой христианской империи – Византии. На протяжении веков на византийском фундаменте выстраивалась наша национальная идентичность и культура.
Идеи Святого Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского сформировали новую великорусскую нацию. Параллельно с великими богословами, мыслителями, политическими деятелями работали архитекторы, музыканты, художники, облекая идейные постулаты в зримые образы. Для всего мира «Святая Троица» Андрея Рублёва – не просто икона, но символ России, её ментальности, идентичности.
Если в прежние времена на Русь приглашались иконописцы из Византии, то в настоящее время в Грецию, Сербию, Болгарию, Италию и многие другие страны мира приглашаются русские художники для работы в православных храмах. Этот факт подчёркивает преемственность наследия Византии, сохранение Русской культурой её живоносных традиций, и их дальнейшее развитие. 
Проведение такого проекта как «ВИЗАНТИЯ.RU» дань памяти Великого князя Владимира, определившего судьбу не только России, но и, в определённой степени, всего мира.


ВИЗАНТИЯ.RU
Выставка и международный фестиваль «Византия.RU» впервые организуется в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» среди руин единственного сохранившегося в Восточной Европе византийского города. Она входит в программу празднований тысячелетия Успения св. князя Владимира (1015г.), который, как известно из летописей, именно здесь в древней Корсуни (Херсонесе), принял крещение. И тем самым он положил начало не только утверждению православного христианства как государственной религии Древней Руси, но и вхождению своей страны в лоно великой византийской культуры, впитавшей все лучшие достижения античной цивилизации и соединившей их с духовными смыслами новой веры. У истоков русской духовной жизни создается выставка современного искусства, которое так или иначе осмысляет византийское наследие, питается его образами и идеями. Отсюда оригинальное название «Византия.RU», в котором название древней цивилизации рифмуется с Россией и привычным современному человеку названием вебсайта. Мы хотели показать искусство, которое вдохновляется смыслами и открытиями Византии, но не имитирует или стилизуется под нее (такие попытки буквального подражания на протяжении столетий предпринимались неоднократно и все без исключения кончались неудачей). Поэтому на выставке можно увидеть произведения искусства самых разных форм и технологий – от лучших образцов «авторской иконы» до пространственных мультимедийных инсталляций, которые также создают иконные образы, предполагающие соединение земного и небесного миров.
В основе замысла выставки лежит новое понимание византийского иконного образа, которое сформировалось в последнее время и существенно отличается от привычного. Что мы знаем об иконе и какой образ возникает в нашем сознании, когда мы слышим слово «икона»? Вероятнее всего, икона для большинства — это плоское условное изображение религиозного содержания. Обычно на доске. Некоторые чуть более информированные люди, знают, что оно может быть и не только на доске, но, например, на стене или на ткани. В любом случае, это плоское изображение, схематичное, существенно отличающееся от реалистической живописи. 
Это давно сложившееся стереотипное представление об иконе глубоко неверно, по крайней мере, по отношению к Византии и Древней Руси, поскольку там икону всегда понимали как пространственный образ, как образ-посредник. И поскольку икона не плоское изображение, не схема, а пространственное целое, она отнюдь не совпадает не только с религиозной картиной, в принципе построенной по другим законам, но и с привычной нам поздней иконой, как неким условным изображением какого-либо религиозного сюжета.  Образ реализуется не внутри картинной плоскости, а в пространстве между зрителем и изображением. Таков основной принцип  византийского иконического образа. Главное природное свойство византийской иконы состоит в том, что она не предполагает границы между образом и зрителем, которая всегда существует в связи с новоевропейской картиной. Нет также оппозиции образ — зритель, образ реализуется в пространстве перед картинной плоскостью. То есть он принципиально выходит из плоскости в среду общения со смотрящим и присутствующим в храме человеком. Идеальная икона должна быть такой. В нашем же обыденном представлении  икона - это плоская картинка, раскрашенная условными красками, нагруженная определенным смыслом. И, к сожалению, среди современных иконописцев почти не осталось мастеров, способных передать пространственную природу иконы. И современные художники утратили понимание иконного образа как пространственного. Одна из задач выставки – возрождение этого древнего и подлинного понимания иконы.
В короткой аннотации можно лишь пунктиром наметить контуры новой теории современного искусства, описываемой словами «возвращение иконического». Она лежит в основе проекта «Византия.RU», который призван показать максимально широкий спектр поисков современных художников. При всем разнообразии технологий и форм всех их объединяет глубокое уважение к византийской традиции и ясное понимание сакрально-иконической природы искусства, смысл которого не только в утверждении красоты, но и в создании образов-посредников, соединяющих земное и небесное. Конечно, в современной ситуации мы можем говорить лишь о начавшихся поисках, но важно само осознание нового вектора, глобального ориентира, который мы назвали «Византия.RU». Речь идет не просто об эффектном названии для одноразового мероприятия, но о многолетней программе «возвращения иконического» в современное искусство. Для нас принципиально значимо, что именно такие образы составляли суть византийской духовной культуры, которая лежит в основе нашей национальной традиции, некогда зародившейся в момент Крещении св.князя Владимира в древней Корсуни. В этой связи организация первой и уникальной в своем роде выставки «Византия.RU»  именно в Херсонесском музее-заповеднике в связи с празднованием тысячелетия Успения Крестителя Руси представляется глубоко символичным.
Авторы концепции и кураторы выставки:
Алексей Лидов, академик РАХ
Николай Мухин, академик РАХ



BYZANTIUM.RU
For the first time the exhibition and international festival “Byzantium.RU” are being organized in the Chersonesus museum-preserve among the ruins of the only Byzantine city survived in the Eastern Europe. This is a part of the program in honor of the 1000th anniversary of the Dormition of St. Prince Vladimir (1015).  As we know fr om the chronicles, it is here in ancient Korsun (Chersonesus) that  Prince Vladimir was baptized. Thus, he has laid the foundation for not only the establishment of the Orthodox Christianity as a state religion of Old Rus’ but also for his country’s entering the fold of the great Byzantine culture, that absorbed all the best achievements of the ancient civilization and united them with the spiritual meanings of the new faith. At the origins of Russian spiritual life is being created the exhibition of modern art which, one way or another, comprehends the Byzantine legacy and lives on its images and ideas. From here comes the original name “Byzantium.RU”, wh ere the name of the old civilization rhymes with Russia and the website’s name usual for a contemporary man. We wanted to show the art, that gets inspired by meanings and discoveries of Byzantium, but does not imitate or stylizes to it (for centuries such efforts of literal imitation have been made a lot of times and all of them, without exception, failed). That is why the exhibition features artworks of various forms and technologies – from the best specimens of “authors’ icon” to multimedia installations also creating icon images that presume the mediation between the earthly and heavenly worlds.
The basis of the exhibition’s concept is a new understanding of the Byzantine icon image which has been recently formed and is significantly different from the usual one.  What do we know about the icon and what image appears in our mind when we hear the word “icon”? Most probably, the icon for the majority of people is a flat conventional depiction of religious content. Usually on a board. Some more informed people are aware, that it can be not only on a board, but also on a wall or fabric. In any case, it is a flat image, schematic, significantly different from realistic painting. 
     This stereotypic idea of the icon formed long ago is absolutely incorrect, at least in relation to Byzantium and Old Russia, as the icon there was understood as a three  dimensional image, or as image-mediator.  And because the icon is not a flat image, not a scheme, but a spatial whole, it coincides neither with a religious picture, built in principle according to other laws, nor with the usual for us late icon as a conventional depiction of some religious topic. The image is realized not inside the flat picture, but in the space between the viewer and the image. That is the main principle of a Byzantine icon image, which has not been completely understood, as it conflicts with the notorious “paradigm of a flat picture” dominating in our consciousness. The principle natural property of the Byzantine icon is, that it does not presume any borders between the image and the viewer, which always exists in connection with the new European picture. There is no opposition image-viewer, the image is produced in the space in front of the picture’s flatness. In other words, it in principle leaves the plane for the communication environment with the beholder present in the cathedral. The ideal icon should be like this. But in our everyday imagination the icon is a flat picture painted by conditional colors and filled with some meaning. Unfortunately, among today’s icon painters practically there are not any masters and artists who can convey the icon’s spatial nature. This is a big problem, as contemporary artists have lost the understanding of the icon image as a spatial one.  Among the main goals of the actual exposition is to reveal this ancient and authentic approach in contemporary art.
In this short annotation we could only point with dotted line the outlines of a new theory of modern art defined by the words “revealing the iconic”. It is the basis of the project “Byzantium.RU” aimed at showing the widest range of modern artists’ searches. With all the diversity of technologies and forms they all are united by the deep respect for the Byzantine tradition and clear understanding of the sacral and iconic nature of art, which meaning is not only the assertion of the beauty, but also the creation of images-mediators combing the earthly and heavenly worlds. No doubt, in today’s situation we can speak of only initial searches, but of major importance is the comprehension of the new vector, global guiding line that we called “Byzantium.RU”. We deal with not simply a striking name for a one-time event, but with a longstanding program of “revealing the iconic” to the contemporary art. It is critical for us, that such images were the essence of the Byzantine spiritual culture that is the basis of our national tradition born at the moment of St. Prince Vladimir’s baptism in old Korsun. In this connection, the organization of the first and unique exhibition  “Byzantium.RU.” in the Chersonesus museum-preserve  in honor of the 1000th anniversary of the Dormition of the baptizer of Rus’ is very symbolic.
Authors of the concept and curators:
Alexei Lidov, academician of the Russian Academy of Arts
Nikolai Mukhin, academician of the Russian Academy of Arts



СМИ о событии:

REGNUM. В Херсонесе открылась выставка современного православного искусства
Российская газета. В Севастополе начались торжества в честь князя Владимира
Фонд «Русский мир». В заповеднике Херсонес таврический проходит выставка «ВИЗАНТИЯ.RU»
Московсеий новости.В Херсонесе открылась выставка современного православного искусства
Новости Федерации. В Херсонесе пройдет форум «Византия.ру» 

О форуме в новостных сообщениях:







версия для печати