Межинститутский семинар искусствоведов на тему: "Пластическое мышление в искусстве. Вариации и линии влияния"

 


22 апреля 2015 года  в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств состоялся семинар ведущих ученых академических институтов и вузов города Москвы. Эта встреча была посвящена обсуждению хода реализации фундаментального научного проекта "Пластическое мышление в искусстве. Вариации и линии влияния», намеченного на  2015-2017 годы. Во встрече, обсуждении стратегии исследования и разнообразных характеристик природы пластического мышления в живописи, скульптуре, кино приняли участие  ученые НИИ РАХ, Государственного института искусствознания, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Всероссийского государственного института кинематографии.

На семинаре выступили академик РАХ, доктор философских наук О.А.Кривцун, академик РАХ, доктор искусствоведения А.В.Толстой, академик РАХ доктор искусствоведения А.К.Якимович, доктор искусствоведения, профессор Л.Ю.Лиманская, доктор искусствоведения А.И.Буров, доктор философских наук О.Б.Дубова, доктор искусствоведения В.Г.Арсланов, кандидат искусствоведения Т.В.Малова, кандидат философских наук С.С.Ступин, кандидат философских наук Е.А.Кондратьев, кандидат философских наук О.В.Беспалов, кандидат философских наук В.Е.Гор, кандидат философских наук В.В.Дубовицкий и другие.

Главное, что отмечали выступающие – при всем распространенном употреблении сочетания «пластическое мышление» это понятие по сей день выступает непроясненным, мало разработанным.  На вопросы, что такое «пластическая драматургия», что такое «пластическое чувство», что такое «пластическая система» ответит далеко не каждый искусствовед. Художественная практика ХХ-XXI вв. полна произведений (неоэкспрессионизм, абстракционизм, кубизм, неореализм, инсталляции, объекты, видеоарт), когда выявление  «формульных приемов» пластического мышления чрезвычайно затруднено. Векторы художественного воображения, как кажется, абсолютно разнонаправленны, возбуждают противоречивые  импульсы пластического переживания. И тем не менее само по себе пластическое как некая структурная организация чувственного опыта, не требующая вербализации – это альфа и омега новейших художественных форм (в том числе и тех, где идет речь о так называемой «открытой форме»).

 Выступающие оказались едины во мнении, что доминантой пластического мышления в последнем столетии становится пластическая деформация форм. При всей мозаике ракурсов деформации аналитический глаз искусствоведа способен схватить некую логику и центры гравитации в том, что называется «пластическая система».  Высказывались противоположные мнения о том, применимо ли понятие «пластического мышления» к произведениям второго ряда, или же это сочетание – опознавательный признак художественного качества как такового.  Состоялась дискуссия относительно антагонизма пластического и концептуального. Там, где на первый план выступает вербальный месседж, чаще всего перестает работать пластическая метафора. Были высказаны интересные идеи о способах «концентрации пластического» в современном искусстве, о нагнетании пластического переживания, претворяющего важный спектр скрытых смыслов.

Весь ход семинара, носившего острые, темпераментные формы позволяет предполагать, что в ближайшие годы появится оригинальное и глубокое коллективное исследование на вышеназванную тему.


ОТДЕЛ ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
       
  








версия для печати