Юбилейная выставка произведений Андрея Крылова в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Выставка открыта: 25.11.2014 - 14.12.2014
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


25 ноября 2014 года  в залах Российской  академии художеств  открылась выставка произведений заслуженного художника России, почетного члена Российской академии художеств Андрея Крылова.  Выставка приурочена к 85-летию художника.
В экспозицию вошло около 90 живописных работ, созданных в 1960-е – 2013 годы,  из семейной коллекции и из собрания Тульского областного художественного музея.
       
А.П.Крылов – один из талантливых продолжателей традиций русской реалистической школы. Высокая профессиональная культура, мастерство композиции, тонкий дар колориста отличают его живописные  полотна и акварели.  Он родился в 1929 г. в Москве в семье известного художника Порфирия Никитича Крылова, одного из мастеров творческого содружества КуКрыНиксов.  Окончил Московскую среднюю художественную школу,  затем Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Живописью занимался в мастерской академика В.П.Ефанова, рисунком - у профессора П.В.Малькова, ученика выдающегося русского художника Д.Н.Кардовского. С 1952 г. начал активно сотрудничать с журналом «Крокодил» как художник-карикатурист,  впоследствии стал членом редколлегии и главным художником журнала.  
В частые командировки по стране в качестве корреспондента А.Крылов всегда брал с собой альбом и краски, и посещение Курильских и Командорских островов, Сахалина, Камчатки, Чукотки, Кавказа, Прибалтики оставляло в нем массу незабываемых впечатлений. С 1957 г. - член Московского  союза художников. С 1977 по 1987 г. - представитель СССР в международном жюри Кубинских биеннале.  
Художник много путешествовал по нашей стране и за рубежом.    Работая на натуре, он стремился постичь и передать на холсте красоту окружающего мира, своеобразие памятников архитектуры и жизненного уклада людей в разных странах. Поэтому так различны по мироощущению, образно-пластическому строю, цветовому решению пейзажи России, Италии, Испании,  Германии, Голландии, Марокко,  Средней Азии. Целый мир разнообразных ощущений и открытий заключен в его пейзажах, натюрмортах, жанровых картинах:  «Небо над Окой», «Венеция», «Крым. Коктебель», «Самарканд. Шахи-Зинда», «Германия. Берег Северного моря», «Амстердам»  и др. Каждый раз Андрею Крылову удавалось  не только тонко уловить и передать в красках самобытный облик той или иной страны, но и наполнить его неизменным для художника оптимизмом и жизнелюбием.
А.Крылов – участник более 80 выставок как в России, так и за ее пределами. Персональные выставки его работ не раз представляли русское классическое искусство за рубежом.
Произведения художника находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, США, Германии, Голландии, Кубы, Болгарии и других стран.
   
«…Выросший в окружении исключительно талантливых известных художников,  писателей,  музыкантов, ученых, получивший блестящее образование, Андрей Порфирьевич не мог жить и работать легко и беззаботно, тем более рядом с самым строгим наставником, каким был Порфирий Никитич Крылов. Накапливая профессиональный опыт, он сформировался в крепкого художника-реалиста с разносторонними творческими устремлениями, ориентируясь на лучшие достижения искусства своего времени. При этом он глубоко осознавал, что только бесконечный упорный труд может  принести желаемый результат.   

Андрею Порфирьевичу крупно везло. Творческий диапазон, художественные замыслы постоянно расширялись,  совершенствовалось профессиональное  мастерство. Этому способствовали многочисленные поездки по России, Средней Азии, Армении, зарубежным странам. Везло в плане неоднократных совместных поездок с отцом по Крыму и Кавказу. Всегда уверенный в себе, он с некоторой робостью показывал ему как законченные произведения, так и этюды, эскизы, зарисовки. Работая с натуры рядом с Порфирием Никитичем, он наполнялся и восхищался его творческим вдохновением, остротой восприятия выбранного мотива,  легкостью и изяществом исполнения. Но Андрею Порфирьевичу всегда хотелось «не уступить отцу» и стремиться к самостоятельности как в выборе мотивов, так и соответствующих выразительных средств. Так рождались и воплощались многие художественные замыслы. Сколько выполнено портретов, пейзажей, жанровых композиций в техниках масляной живописи и акварели! Многие из них разошлись по музеям и частным коллекциям. Только в Тульском художественном музее хранится более 200 произведений…
Уже в начале своей самостоятельной работы Андрей Порфирьевич обращается к сложному портретному жанру, не оставляя его и по сей день. Написать портрет нелегко, каждая модель требует особого пристального внимания художника, чтобы достичь не только индивидуального сходства, но и выразить внутреннее психологическое состояние портретируемых. И здесь без вдохновения и мастерства не обойтись.  Совершенно разные по образному строю, завершенные по живописно-пластическому решению,  с подчеркнутой характеристикой и атрибутикой предстают портреты с изображением тех людей, которых он хорошо знал и понимал их внутреннее содержание, их профессиональную деятельность («Портрет Мариэтты Шагинян», 1957; «Портрет студента», 1957; «Портрет академика Г.Н.Сперанского», 1963).
В 1963 году автор создает большое полотно «Мать», посвящая его теме Великой Отечественной войны. Крупным планом изображена на картине фигура женщины на фоне памятника защитникам родины. С глубоким чувством взволнованности создано это произведение во славу вечного возвышенного образа материнства.    
В разные годы, с особым трепетом души, писал Андрей Порфирьевич портреты отца, проникая в подлинную сущность его характера. Ему все было  дорого в нем,  в каждой черточке его интеллектуального облика и нрава, глубокой сосредоточенности, независимо от того, писал ли он его в мастерской или непосредственно в период работ на пленэре.
Известно, что жизнь художника протекает, как правило, в мастерской, где все внимание сосредоточено на завершении начатых работ и поставленных художественных задач, но большое значение для автора имеют творческие поездки. Работая непосредственно на натуре, он вдохновлялся впечатлениями от увиденного, в результате которых появлялись новые замыслы. Необычайно широка география путешествий Андрея Порфирьевича. Неоднократные поездки вместе с отцом в Крым, в Армению  не только доставляли ему много  радости, но и способствовали постижению красоты  окружающего мира, своеобразного ландшафта с горными вершинами, морскими просторами, неожиданными изменчивыми состояниями.
Совсем иное, столь же яркое и неповторимое впечатление произвела на Крылова природа Чукотки, Камчатки, Памира своими необъятными просторами с характерными приметами, особенностями образа жизни людей и необычными красками.
Но, пожалуй, самым важным для Андрея Порфирьевича была творческая поездка в 1961 году в Среднюю Азию, куда он неоднократно возвращался и в последующие годы. Его полностью захватил сам характер жизни Востока с традиционными яркими базарами, чаепитиями, ковроделанием и простым повседневным бытом, что поражало и восхищало художника, вдохновляло на создание произведений с характерными сюжетами, наполненными глубоким смыслом. Его многофигурные композиции развернуты в смысловой содержательности и повествовании, которые открыли для художника новые  живописные приемы и композиционные решения. Каждая  новая работа с использованием полюбившихся сюжетов наполнялась свежестью восприятия, обогащалась иными красками, в которых можно ощутить особую интонацию, соразмерную с представлениями автора о вечных темах человеческого бытия.
Столь же важное значение для художника имели творческие поездки по зарубежным странам.  В 1962 году он посещает удивительную страну Марокко, которая также поразила его воображение свойственным этому народу обликом, ощутимым в простых повседневных занятиях людей. С каким вниманием относился художник к  воплощению того или иного замысла, используя всё свое мастерство для образного прочтения выбранных сюжетов, обобщая и выделяя главное.  Больше всего его увлекали гончарные лавки, базары, населенные мастеровыми, торговцами. Марокканский цикл работ отличает ясная логика композиций и тонко  сгармонированная  цветовая гамма. Профессиональный уровень мастерства, искренность и убедительность чувств художника сохраняются в работах и по сегодняшний день, не утрачивая к себе интереса.
Посещение европейских стран – Италии, Испании, Голландии, Германии, Чехословакии, Венгрии – также способствовали созданию произведений, оригинальных по своему архитектурному облику, характеру природы той или иной страны. Его восхищали не только архитектурные памятники, но и праздничные феерические карнавалы, насыщенные ощущением эмоционального восприятия.
Лирическая природа таланта Андрея Порфирьевича в полной мере раскрылась в его российских пейзажах, в них нет и намека на эффект и декоративную броскость. Они внешне сдержанные, тонкие по колориту и требуют душевного зрительского напряжения и сосредоточенности. Многочисленные пейзажи, написанные чаще всего с натуры в Москве в Подмосковье, на Ярославской и Костромской земле принесли художнику большой успех. Поэтическими по интонации, по передаче световоздушной среды, своеобразными по мотивам  предстают работы поленовского цикла.   
С большим увлечением Андрей Порфирьевич писал натюрморты. Он писал их всегда, понимая их значение, как тренировку своего живописного восприятия натуры, передачи предметного мира, учитывая объем, фактурное и цветовое разнообразие.    
В настоящее время Андрей Порфирьевич Крылов постоянно и напряженно работает, находится в поиске новых сюжетов, также воплощая их на высоком профессиональном уровне. Именно в творчестве черпает художник силы, преодолевая многие жизненные коллизии.

М.Н.Кузина, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член СХ России".







версия для печати