К 85-летию скульптора А.А.Арутюняна(1928-1999)

 

28 марта 2013 исполняется 85 лет со дня рождения Ара Арменовича Арутюняна (1928 – 1999), выдающегося скульптора – монументалиста, члена – корреспондента Академии художеств СССР , Рф, народного художника Армянской ССР, профессора, члена Союза художников СССР и секретаря Правления Союза художников СССР.

Значение и масштаб творческого наследия мастера трудно переоценить.  Он является автором более 40 памятников, монументов и скульптурно-архитектурных ансамблей, которые украшают улицы, площади, парки  городов Армении, Франции, Италии, Украины и других стран мира. В своих произведениях Арутюнян воплотил эстетические и гражданские идеалы своего времени. Монумент «Мать – Армения» стал символом Армении. Его  доминантную и градообразующую роль в архитектурном ансамбле  Еревана отмечал известный исследователь искусства А. Каменский. Памятник великому поэту и композитору Саят – Нове  в Ереване – самый любимый и узнаваемый горожанами памятник – родник.  Интересна символическая направленность в решении памятника композитору Комитасу, который был  установлен в парке Ереванской государственной консерватории. Образ декоративной скульптуры «Львица» в Гегарде стал в настоящее время изображением торговой марки всемирно известного армянского коньяка «Great  Valley». Поэтичны и декоративны композиции его  памятников -  родников, один из которых «Дружба Еревана и Каррары»  установлен в Италии.  А.Арутюнян - автор памятника герою французского антифашистского движения Сопротивления Мисаку Манушяну  в пригороде Парижа , памятника воинам 89-й Армянской Таманской дивизии в Севастополе, павшим  в Великой Отечественной войне в боях за освобождение города . В 1982 скульптор воплощает, по словам Вл. Цельтнера, «самый  притягательный для себя  героический образ» -  монумент  «Слава труду», в котором олицетворением  силы человеческого духа  стала мощная и стремительная в своем движении вперед фигура Рабочего.

Выдающийся мастер – монументалист А.А. Арутюнян является  родоначальником и основоположником архитектурно-скульптурных ансамблей в Армении. В их числе -  самый масштабный  комплекс, посвященный Сардарапатской битве,  выразительный архитектурно – скульптурный ансамбль, в котором   увековечены герои Муса Лер.

Идя по пути синтеза искусств он создал скульптурное  оформление  фасада  музея «Эребуни» и скульптурный ансамбль Армянского академического драматического театра имени  Г. Сундукяна.

Колоссальный творческий путь пройден  ярким  художником и удивительным человеком  А.А. Арутюняном.  Не случайно  своим девизом он  считал слова  великого поэта Александра Блока:
О,  я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
      
 Арутюняну удалось    реализовать  множество творческих идей.  Очень обширно и многогранно   наследие станковой скульптуры художника. Он  посвящал работы людям труда - «Виноградарь»,  «Победитель», «Строитель», создавал обобщающие символические образы -   «Юность», «Страна Наири», «Гибель Ани», «Гетера»,  являлся большим мастером скульптурного портрета -  «Портрет народного артиста  Армянской ССР Ф. Мкртчяна», «Портрет дочери», портрет Героя Советского Союза летчика-испытателя Р. Каприеляна, портрет первой в истории Филиппин и стран Азии женщины - президента Корасон  Акино, преподнесенный ей в дар.  За создание яркого, глубокого портретного образа президента Филиппин Корасон  Акино, скульптор  был  награжден  орденом  «Дружба народов».

А.А. Арутюнян был блестящим мастером рисунка. В Москве,  Ереване, многих  других городах  с большим успехом проходили его  персональные выставки, в экспозициях которых наряду со скульптурой всегда показывалась графика. Выставки, как правило, проходили в лучших залах страны. Показанные в залах Российской академии художеств (1995) и в Центральном Доме художника (1983)в В Москве   экспозиции его произведений получили высокую оценку широкого зрителя, художников, искусствоведов.     Наверное, трудно найти другого армянского скульптора, творившего столь плодотворно и высоко оцененного своим народом и профессиональными критиками. Об А. Арутюняне много писали ведущие искусствоведы  тех лет-  А. Каменский, В. Цельтнер, Г. Кнабе, Р. Аболина, Н. Воронов, И. Иванова, А. Стригалев, С. Капланова, Б. Зурабов, М. Айвазян и многие другие.

Работы  Арутюняна  представлены в собраниях многих художественных музеев мира:   Государственной Третьяковской галерее (Москва) и Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее искусства народов Востока (Москва) и Государственной картинной галерее (Москва), Государственной картинной галерее Армении и Музее изобразительного искусства Кировакана, ряде  других.

А. Арутюнян многие  годы успешно работал в Ереванском государственном художественно-театральном институте. Талантливый педагог, он передал секреты мастерства многим поколениям  молодых скульпторов, получивших призвание в Армении и далеко за ее пределами.  Уже при  жизни его называли «Варпет» (мастер), вокруг него всегда были люди, для которых общение с ним становилось незабываемым событием. Философский  взгляд на мир и дар предвидения,  глубина в рассуждениях на темы искусства и места человека в жизни, талант рассказчика, артистизм и обаяние его личности, наконец, брызжущий темперамент и  солнечная энергетика, исходившая от него,  конечно же, аккумулировали вокруг него многих  людей.  Арутюнян говорил: «Главный источник моего творчества – это фантазия. Это мир образов символов, ассоциаций, связанных с природой. В обращении к природе лежит постижение художником формы…».                        

Когда-то А.А.  Арутюнян написал замечательные слова о своем  друге -  художнике, которые в равной степени можно отнести и к его жизни: «Он был певцом страны солнца и камня – этот человек, сделавший так много для нашего народа, родившийся  не для того, чтобы пользоваться дарами жизни, а  чтобы созидать, чтобы отдать  всю свою энергию, весь творческий талант людям …».  

С.А. Арутюнян, кандидат исторических наук, востоковед






версия для печати