Презентация книги "Италия - Россия: тысяча лет архитектуры".

 

В четверг 28 марта  в Посольстве Италии в Москве состоится презентации для журналистов книги «Италия-Россия: тысяча лет архитектуры», изданной Посольством Италии в Москве, с предисловием Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано.
 
Исследование, ставшее результатом работы, длившейся несколько лет, и изданное ИД «UmbertoAllemandi» для Посольства Италии в Москве, это один из первых примеров научного сотрудничества российских и итальянских историков в области архитектуры. Работа, инновационная с точки зрения предложенной в ней методологии, иллюстрирует широкой публике творения сотни итальянских архитекторов, которые на протяжении веков приезжали во Владимир, в Москву, в Санкт-Петербург, чтобы предложить свою работу и свое творческое воображение царскому двору. Впервые научная публикация в этой области хронологически охватывает столь широкий период: почти тысяча лет итальянской архитектуры в России собраны в одном томе.
Авторами книги являются Д. О. Швидковский, один из крупнейших историков архитектуры, ректор МАРХИ, важнейшего архитектурного университета России, А. Л. Баталов, Заместитель Генерального директора Музеев Московского Кремля, и Федерика Росси, исследовательница российской и итальянской архитектуры в Высшей нормальной школе Пизы. 335 страниц, 280 цветных и черно-белых иллюстраций, карт, рисунков (некоторые из которых не издавались ранее), оригинальные реконструкции, богатая библиография, именной указатель – все это делает книгу новым и обязательным пособием для всех исследователей культурных связей между Италией и Россией, а также для всех, кто интересуется этой темой.
Через семьдесят лет после выхода фундаментального труда Этторе Ло Гатто «Итальянские мастера в России» 1933 г., который глубоко проанализировал итальянский вклад в российскую культуру, публикация Посольства Италии в Москве проливает новый свет на данную тему: благодаря находкам и проведенным за последние годы реставрационным работам, вклад итальянцев в развитие плодотворных культурных связей между нашими странами стал еще очевиднее.
В отличие от работы Ло Гатто, выдающегося исследователя и слависта, родившегося в 1890 г., «Италия-Россия: тысяча лет архитектуры» не рассматривает архитектуру только сквозь вклад итальянских архитекторов, но предпринимает попытку проиллюстрировать также, как итальянская культура повлияла на строительное искусство в России, чтобы понять, как итальянские инновации, вкус и техника итальянских архитекторов влились в уже и без того богатую местную культуру. Благодаря такому успешному сочетанию родились шедевры истории архитектуры, которые еще не так известны широкой публике.
В книге рассказывается о важнейших памятниках русской архитектуры – начиная с величественных соборов во Владимире, творений мастеров, прибывших из Ломбардии в XII веке, которые Д. О. Швидковский сравнивает с церквями Сан Микеле в Павиа или с Дуомо в Модене, и заканчивая Московским Кремлем, башни, соборы и дворцы которого созданы мастерами, представляющими архитектуру Возрождения во всем ее разнообразии — миланцем Антонио Солари, болонцем Аристотеле Фьораванти и тосканцем Пьетро Аннибале. В книге содержится новейшее исследование произведений архитекторов эпохи Возрождения в России, среди которых новое прочтение Церкви Вознесения в Коломенском работы Пьетро Аннибале. В своей главе А. Л. Баталов рассматривает ее свод, сравнивая его со сводом Баттистерия и церкви Санто Сеполькро в Пизе, и анализируя также ее связь с Собором Василий Блаженного. Общие структурные решения двух шедевров дают основания для того, чтобы говорить о том, что на строительстве самой знаменитой русской церкви были заняты итальянцы. Это предположение, выдвинутое в свое время Н. И. Бруновым, развивает в своей главе А. Л. Баталов.
В книге подробно рассказывается о том, какой вклад век за веком вносили итальянские зодчие и мастера в развитие российской архитектуры: после великолепных памятников XV века внимание привлекают барочные и неоклассические здания, возведенные в Северной столице Франческо Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги и Карло России для императриц Елизаветы I и Екатерины II. По-новому рассмотрены такие постройки, как Константиновский дворец, дворец Меншикова, Зимний дворец, Смольный монастырь, а также постройки в Петергофе и Царском Селе под Петербургом. Влияние аппеннинского полуострова ощущается и в наши дни. Архитекторы авангарда также проникались итальянской творческой культурой, начиная с известнейшего советского архитектора Бориса Иофана, который в Риме в мастерской Армандо Бразини совершал свои первые шаги в качестве архитектора.  В книге Федерика Росси повествует о нем и о его участии в конкурсе на строительство Дворца Советов, а также изучает влияние работ Палладио не только на российский XVIII век, но особенно на век XX, о чем свидетельствуют работы Ивана Жолтовского и Ивана Фомина.  
Тексты в книге сопровождаются богатым иллюстрационным материалом, фотографиями великих российских фотографов архитектуры (по большей части не издававшихся ранее) – Ильи Пальмина и Екатерины Шорбан, или же историков Андрея Чекмарова и Алексея Слезкина. Здесь есть и карты, рисунки и архитектурные реконструкции, которые были щедро предоставлены крупнейшими российскими музеями и другими учреждениями. Наконец, в книге оригинально использованы и современные портреты рассматриваемых архитекторов, многие из которых до этого были малоизвестны.
Несмотря на то что первые подтвержденные документально постройки итальянских архитекторов в России относятся «только» к периоду 850-летней давности. По словам Посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, заглавие книги «Италия-Россия: тысяча лет архитектуры» объясняется тем, что скорее всего и в будущем итальянцы, столь активно действующие сегодня в частном секторе, в будущем будут привлечены к возведению крупных общественных зданий, «а итальянский след, заметный в облике многих городов Российской Федерации, станет еще ярче». И на самом деле, данное исследование, помимо обращения к прошлому, столь важному и не до конца исследованному, станет первым шагом к многосторонней кампании со стороны Посольства Италии в Москве для распространения в России знания о современной итальянской архитектуре.
 
Биографии авторов:
Дмитрий Олегович Швидковский, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского архитектурного института (МАРХИ), где сохраняются традиции прославленного центра русского авангарда – ВХУТЕМАСА, известен международному научному сообществу как автор многочисленных публикаций на различных языках, среди которых «TheEmpressandtheArchitect. British Architecture and Gardens at the Court of Catherine the Great, Yale University Press, 1996»; «Russian Architecture and the West, Yale University Press, 2007», «ОтМегалитадомегаполиса, Москва, 2010». Он был избран почетным членом Лондонского Общества Древностей, награжден орденами «За заслуги» (Франция) и «Звезда Италии». Также он стал приглашенным профессором Школы высших исследований университета Пари-Сорбонн, университетов Санкт-Петербурга, Венеции, Берна, Пекина, приглашенным членом колледжа AllSouls (Оксфорд), Кеннановского института русских исследований (Вашингтон), членом Ученого совета Центра им. Андреа Палладио в Виченце.
 Андрей Леонидович Баталов, известный историк искусства, доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора по науке Музеев Московского Кремля, широко известен международному научному сообществу как исследователь русской художественной культуры допетровской эпохи. Специалист по истории, теории и практике реставрации, он является председателем Партнерства экспертов по сохранению наследия «Историко-культурный экспертный совет», входит в президиум Федерального научно-методического совета по охране культурного наследия Министерства культуры России. Среди его многочисленных трудов – «Московское каменное зодчества конца XVI века, Москва, 1996», «Сакральное пространство средневековой Москвы, Москва, 2011», «L’ArchitecturedanslacontextmedievaledelaRussiemuscovite», JournaldelaRenaissance, 2008, vol. VI; «Mosca e la topografia sacra della capitale medievale in M. Garzantini, L. Tonini (a cura di), Grigorio La Pira e la Russia, Firenze, 2005; On the Origin of the Tented Roof in the XVI century Russian Architecture, Arte Midievale, 2010-11, IV serie, Anno I. Награжден орденом «Звезда Италии».
 Федерика Росси, известна как историк искусства и в Италии, и в России, в течение долгих лет она занимается изучением художественных связей между Италией и Россией. Автор многочисленных исследований и статей, посвященных архитектурной культуре этих двух стран. В 2008 году за свои исследования она была награждена национальной итальянской премией Pinaxd’Argento, а также ей была присуждена Международная премия в области истории архитектуры имени Джеймса Аккермана за публикацию на Западе первой монографии о прославленном архитекторе русского XVIII столетия Николае Львове – PalladioinRussia. Nikolaj L’vov architetto e intellettuale russo al tramonto dei Lumi, Venezia, 2010. Она вела научную деятельность в Эрмитаж-Италия (научный центр Государственного Эрмитажа в Италии), преподавала в Туринском политехническом университете. В настоящее время она ведет исследования в Высшей Нормальной Школе (университете) в Пизе и является приглашенным профессором на кафедре истории архитектуры и искусства в Московском архитектурном институте.
 
Дополнительная информация:
Авторы: Д. О. Швидковский, ректор Московского архитектурно института (Государственной академии); А.Л.Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля; Федерика Росси, Высшая Нормальная Школа Пизы.
Переводы: Маргерита Де Микель, Элизабетта Спедиаччи, Анна Ямпольская и Федерика Росси
Предисловие Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано
Издательство «UmbertoAllemandieditore»
335 страниц
280 иллюстраций цветных и черно-белых
ISBN итальянского издания 978-88-422-2152-4
ISBN русского издания 978-88-422-2153-1
Подписано в печать в Турине, февраль 2013





версия для печати