Творческие замыслы Зураба Церетели

 


Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели известен как художник, который немедленно откликается на события, происходящие в современном мире и будоражащие все человечество. Его идея о создании монумента в память о погибших под ударами цунами в Юго-Восточной Азии в январе 2005 года нашла поддержку у руководителей трех пострадавших государств – Шри-Ланки, Таиланда и Индонезии. Работая над проектами монумента, мастер стремится найти образ, который, по мнению вице-президента Российской академии художеств Д.О.Швидковского, «соответствовал бы грандиозности события, масштабу вселенской скорби, охватившей весь мир и особенно южные азиатские страны. И в то же время мастер хочет выразить надежду человечества на успех противостояния стихийным бедствиям и на преобладание гуманистических начал над разрушительными силами природы. Две темы соединяются в его творческих замыслах: глубокая человеческая грусть, память о погибших, свет их душ, оставшийся в сердцах родных и друзей, и мощь стихии, перед которой все еще отступают технические возможности современной цивилизации, которая, на самом деле оказывается хрупкой по сравнению с движениями подземных сил и волнами океана».



Страшное цунами, обрушившееся на берега Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки 26 декабря 2004 года и унесшее жизни многих сотен людей – беззаботных, счастливых, наслаждавшихся солнцем, морем, райской красотой тихоокеанских островов – поразило мир своей стихийной непредсказуемостью. Почему повернулась природа к людям такой жестокой своей стороной, что означает эта бессмысленная гибель человеческих существ, подобная гибели стаи насекомых, смытых океанской волной? Душа не может смириться с этой дикой случайностью, признать свое бессилие перед лицом разбушевавшихся стихий. Для Зураба Церетели – таково свойство его натуры, его жизненные принципы художника – каждый человек, кем бы он ни был, каждая личность единственна и неповторима, достойна памяти и памятника. Он не может допустить, чтобы гибель людей, на какой-то короткий срок поразившая, взволновавшая общественное сознание, была забыта, исчезла из нашей памяти, подобно гибели жучков или китов, выброшенных на берег. Он должен увековечить каждую человеческую жизнь, каждую душу, сохранить, запечатлеть в искусстве, в монументе, способном пережить века. Предложенные им правительствам пострадавших стран проекты памятника жертвам цунами объединены одним стремлением: увековечить, сохранить каждого из тех, кому привелось стать жертвой стихии, людей разных национальностей, разных вероисповеданий. Памятник может быть комплексом храмов – христианских, мусульманских, буддистских. Может быть единой горящей свечой, символом человеческого родства и общей для всех землян судьбы. Может явиться обелиском, сложенным из множества светильников и свеч, в каждом из которых вечно будет полыхать живым огнем чья-то бессмертная душа... Каким станет памятник жертвам цунами, какой проект лучше – об этом еще предстоит думать, дискутировать. Но то что трагедия Таиланда, Шри–Ланки, Индонезии должна быть запечатлена в памяти человечества, сохранена силой искусства – дискуссии не подлежит.
Таково мнение члена Президиума Российской академии художеств M.A.Чегодаевой.





версия для печати