М.Чегодаева. Статья «SOS спасите наши души!».2005
Происходит нечто невероятное, казалось бы, невозможное в свободной цивилизованной стране: крупнейших художников, членов Российской Академии художеств, ветеранов Великой отечественной войны, старых уважаемых мастеров, чья известность давно перешагнула границы России выгоняют из мастерских, в которых они проработали более сорока лет; коллекции работ, представляющих не только итог творческой жизни художников, но музейную ценность, культурное достояние нашего народа вышвыривают на улицу как ненужный хлам! Каким законодательством, какими постановлениями властей можно оправдать подобный вандализм, достойный беспощадных «экспроприаторов» прошлого века? Но о законности не идет и речи - от начала и до конца «дело о мастерских на Брянской улице» - наглое беззаконие, беспардонная афера, провернутая в своих корыстных интересах дельцами всех мастей, ловко использовавших несовершенство нашего законодательства и неумение порядочных людей отстаивать свои интересы. В 1964 году на деньги Художественного фонда СССР были построены и переданы ЖСК «Московский союз художников» мастерские в верхних этажах кооперативного дома на Брянской улице - акты на пожизненное пользование были торжественно вручены художникам лично председателем Союза художников СССР Е.Белашевой. Как следует из документов, в 2004 году ЖСК «Московский художник», не являвшийся владельцем мастерских, принадлежащих Союзу художников, не имея на то никаких юридических прав, не заручившись согласием Общего собрания членов кооператива и не уведомив пользователей мастерских продал мастерские некоему А.Н.Гретовскому, вдруг оказавшемуся собственником «нежилых помещений», как стыдливо именуются творческие мастерские, ни для чего иного, как только для этой цели построенные на средства художников. На чьи же еще деньги, как не на те, что получал Художественный. фонд от исполнения заказов, продажи работ и членских взносов художников, членов Союза художников СССР строились мастерские? В дальнейшем последовала – опять - таки без ведома членов кооператива и их согласия – продажа и перепродажа мастерских, сопровождавшаяся неведомо каким образом сфабрикованными «документами», наконец владельцем мастерских стало ООО <<АНТАРЕС», и грянул гром: пользователи мастерских получили уведомление такого содержания: «Дорогомиловский районный, суд повторно направляет Вам копию мотивировaнного решения судапо делу. На основании ст. 209, 301, 304 ГК РФ, руководствуясь ст. 194-198, 233235, 237, 98 ГПК РФ суд решил: Обязать Никонова Павла Федоровича освободить нежилое помещение №Y (комнаты 2 и 5), расположенные на 9-м этаже дома №2 по ул. Брянской в г.Москве. Взыскать с Никонова П.Ф. в пользу ООО «АНТАРЕС» судебныe расходы 1000 руб. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручен в течение 10 дней. Федеральный судья Л.В.Левшина». Вот так. Словно бы речь идет о каком-то чулане, где Никонов П. Ф. незаконно держит картошку и старые автомобильные камеры. Аналогичные «повторные решения» получили крупнейшие наши мастера - Май Митурич, чье восьмидесятилетие только что было отмечено поздравлением Президента России В.Путина, в чей мастерской хранятся не только его, сделанные за десятилетия работы, достойные украшать (и украшающие) крупнейшие музеи мира, но работы его великого отца художника Петра Митурича; Сергей Алимов, художник, чьи мультипликационные фильмы известны всему миру, Таир Салахов, самый значительный художник Азербайджана за всю его историю и один из виднейших советских мастеров ХХ века и ряд других известных художников. Решение и впрямь, было принято «заочно»: ни один из «ответчиков по делу» не получал ни повестки в суд», ни «первичной» копии решения. Все сотворено за спиной художников, без них самих, без их адвокатов. И вот в дом на Брянской являются, без всякого судебного исполнителя неведомые люди, устанавливают на площадках лестниц, вопреки всем правилам противопожарной безопасности, металлические двери, дабы не пускать художников в мастерские. Что будет завтра? Так же «заочно», молодцы от 000 «АНТАРЕС» вышвырнут на улицу холсты, папки, книги, драгоценные коллекции, о которых могут только мечтать музеи России? И самое поразительное: прокуратура Западного административного округа, проводя проверку, не находит оснований для «обжалования» ! Кто же, в таком случае, способен помочь русскому искусству, защитить его, восстановить справедливость? Куда стучать? К кому обращаться? Речь идет не об удобствах, даже не об условиях для работы - о ЖИЗНИ старых художников, униженных, оскорбленных, вышвырнутых за ненадобностъю на свалку своим городом, своими судебными органами, своим законодательством... Неужели СВОИМ НАPOДOM? P.S. 2 августа 2005 года была предпринята попытка выкинуть художников из мастерских. В результате один из художников – Павел Котляров умер от сердечного приступа. Павлу Никонову повредили руку. М. Чегодаева. Доктор искусствознания.