М.Чегодаева. Статья «SOS спасите наши души!».2005

 

Происходит нечто невероятное, казалось бы, невозможное в сво­бодной цивилизованной стране: крупнейших художников, членов Рос­сийской Академии художеств, ветеранов Великой отечественной вой­ны, старых уважаемых мастеров, чья известность давно перешагнула границы России выгоняют из мастерских, в которых они проработали более сорока лет; коллекции работ, представляющих не только итог творческой жизни художников, но музейную ценность, культурное достояние нашего народа вышвыривают на улицу как ненужный хлам! Каким законодательством, какими постановлениями властей можно оправдать подобный вандализм, достойный беспощадных «экспроприаторов» прошлого века? Но о законности не идет и речи - от начала и до конца «дело о мастерских на Брянской улице» - наглое беззаконие, беспардонная афера, провернутая в своих корыстных ин­тересах дельцами всех мастей, ловко использовавших несовершенство нашего законодательства и неумение порядочных людей отстаивать свои интересы. В 1964 году на деньги Художественного фонда СССР были по­строены и переданы ЖСК «Московский союз художников» мастерские в верхних этажах кооперативного дома на Брянской улице - акты на пожизненное пользование были торжественно вручены художникам лично председателем Союза художников СССР Е.Белашевой. Как следует из документов, в 2004 году ЖСК «Московский ху­дожник», не являвшийся владельцем мастерских, принадлежащих Союзу художников, не имея на то никаких юридических прав, не зару­чившись согласием Общего собрания членов кооператива и не уведомив пользователей мастерских продал мастерские некоему А.Н.Гретовскому, вдруг оказавшемуся собственником «нежилых помещений», как стыдливо именуются творческие мастерские, ни для че­го иного, как только для этой цели построенные на средства художни­ков. На чьи же еще деньги, как не на те, что получал Художественный. фонд от исполнения заказов, продажи работ и членских взносов ху­дожников, членов Союза художников СССР строились мастерские? В дальнейшем последовала – опять - таки без ведома членов коо­ператива и их согласия – продажа и перепродажа мастерских, сопро­вождавшаяся неведомо каким образом сфабрикованными «документами», наконец владельцем мастерских стало ООО <<АНТАРЕС», и грянул гром: пользователи мастерских получили уве­домление такого содержания: «Дорогомиловский районный, суд повтор­но направляет Вам копию мотивировaнного решения судапо делу. На основании ст. 209, 301, 304 ГК РФ, руководствуясь ст. 194-198, 233­235, 237, 98 ГПК РФ суд решил: Обязать Никонова Павла Федоровича освободить нежилое поме­щение №Y (комнаты 2 и 5), расположенные на 9-м этаже дома №2 по ул. Брянской в г.Москве. Взыскать с Никонова П.Ф. в пользу ООО «АНТАРЕС» судебныe расходы 1000 руб. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заяв­ление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вруче­н в течение 10 дней. Федеральный судья Л.В.Левшина». Вот так. Словно бы речь идет о каком-то чулане, где Никонов П. Ф. незаконно держит картошку и старые автомобильные камеры. Аналогичные «повторные решения» получили крупнейшие наши мастера - Май Митурич, чье восьмидесятилетие только что было от­мечено поздравлением Президента России В.Путина, в чей мастерской хранятся не только его, сделанные за десятилетия работы, достойные украшать (и украшающие) крупнейшие музеи мира, но работы его ве­ликого отца художника Петра Митурича; Сергей Алимов, художник, чьи мультипликационные фильмы известны всему миру, Таир Сала­хов, самый значительный художник Азербайджана за всю его историю и один из виднейших советских мастеров ХХ века и ряд других из­вестных художников. Решение и впрямь, было принято «заочно»: ни один из «ответчиков по делу» не получал ни повестки в суд», ни «первичной» копии решения. Все сотворено за спиной художников, без них самих, без их адвокатов. И вот в дом на Брянской являются, без всякого судебного испол­нителя неведомые люди, устанавливают на площадках лестниц, во­преки всем правилам противопожарной безопасности, металлические двери, дабы не пускать художников в мастерские. Что будет завтра? Так же «заочно», молодцы от 000 «АНТАРЕС» вышвырнут на улицу холсты, папки, книги, драгоценные коллекции, о которых могут толь­ко мечтать музеи России? И самое поразительное: прокуратура Западного административно­го округа, проводя проверку, не находит оснований для «обжалования» ! Кто же, в таком случае, способен помочь русскому искусству, за­щитить его, восстановить справедливость? Куда стучать? К кому об­ращаться? Речь идет не об удобствах, даже не об условиях для работы - о ЖИЗНИ старых художников, униженных, оскорбленных, вы­швырнутых за ненадобностъю на свалку своим городом, своими су­дебными органами, своим законодательством... Неужели СВОИМ НАPOДOM? P.S. 2 августа 2005 года была предпринята попытка выкинуть художников из мастерских. В результате один из художников – Павел Котляров умер от сердечного приступа. Павлу Никонову повредили руку. М. Чегодаева. Доктор искусствознания.






версия для печати