МУЗЕЙ-УСАДЬБА П.П.ЧИСТЯКОВА

196600 г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, Московское шоссе, дом 23
Телефон: +7 (812) 451-70-85
E-mail: chistyakov@nimrah.ru

Музей открыт по средам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 17:00.

Зав.Отделом:
АНДРОХАНОВА Вера Олеговна


Великий мудрец был Павел Петрович
и как художник был исполнен такого изящества
и такта в обращении. Как он привязывал к себе
и роднил всех, кому посчастливилось общение с ним.
И.Е. Репин

Дом-музей П.П. Чистякова - отдел Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств - открыт 26 апреля 1987 года. Это уникальный объект в экскурсионном маршруте города Пушкина.

Исторический живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств, Чистяков вошел в историю русской художественной школы как учитель крупнейших мастеров отечественной культуры.

В разные годы его воспитанниками были Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Савинский, Серов, Врубель, Грабарь, Кардовский, Рябушкин, Борисов-Мусатов и многие другие. Даже этот краткий список свидетельствует о той беспрецедентной роли, которая принадлежала «всеобщему педагогу русских художников», как метко назвал Павла Петровича критик В.В. Стасов. Можно сказать, что Чистяков-учитель стал связующим звеном между веком XIX и веком ХХ. Через него проходит правопреемственность: А.А. Иванов - М.А. Врубель; а творчество таких воспитанников, как те же Врубель, Серов, Суриков, Рябушкин, Бакст и Борисов-Мусатов, не только формировало художественно-пластический язык искусства ХХ столетия, но сохранило актуальность и в новом тысячелетии.

Дача художника-педагога Павла Петровича Чистякова - деревянный двухэтажный дом - редкий памятник зодчества последней трети XIX века. С ним связаны около сорока лет жизни и творчества ее хозяина. Последние семь лет жизни после выхода в отставку из Академии художеств Чистяков провел в этих стенах и умер здесь 11 декабря 1919 года. Похоронен на местном Казанском кладбище.

Постройка дачи была начата в 1876 году по проекту архитектора А.-Х. Кольба.В начале 1980-х годов здание было отреставрировано и передано Академии художеств.

Собрание Дома-музея П.П. Чистякова составили подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, хранившиеся в семье внука Чистякова Я.В. Дурдина, в архиве и музее Академии художеств. Фонды Дома-музея насчитывают 1300 единиц хранения. Сюда входят более 120 живописных и 400 графических произведений конца XVIII - 2-й половины ХIХ вв., включая работы самого Чистякова. В фонде графики особый интерес представляют учебные произведения наиболее «усвоивших» чистяковскую систему питомцев - В.Е. Савинского (1859-1937) и В.М. Баруздиной (1862-1941). Последняя была племянницей Павла Петровича. Ее работ практически нет в других собраниях страны.

Уникальны разделы документов, фотографий, книг и мемориальных вещей. Среди последних подлинные предметы, которыми Чистяков пользовался в своей работе: палитры, краски, кисти, карандаши, очки, рабочая блуза-халат и «тициановская» шапочка. В течение года экспонируется до 400 единиц хранения.

В малой гостиной, служащей и выставочным залом, периодически проводятся временные экспозиции работ современных авторов.

Знакомство с музеем начинается с сада, затем продолжается в бывшей столовой дома, где представлены материалы об истории дачи. Рассказ о творческом пути Чистякова возвращает нас в отдаленное прошлое: рождение мальчика Павла в многодетной крепостной семье 5 июля (23 июня) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии; учеба в Императорской Академии художеств (1849-1861 гг.). В этом разделе экспозиции наиболее интересны детские и ранние рисунки будущего мастера.

В большой гостиной семейные портреты рассказывают об обитателях дома, чьи голоса и шумное веселье некогда сливались с приветствиями гостей. Среди последних разноликий круг художников, ученых, писателей и актеров. Здесь бывали: художники И.Е. Репин, В.Е. Савинский, В.А. Серов, Н.А. Бруни, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, А.А. Риццони, Г.И. Семирадский, А.Ф. Гауш, скульпторы Н.А. Лаверецкий и А.Л. Обер, ученый А.П. Карпинский и певец И.В. Ершов, домочадцы Д.И. Менделеева и И.И. Срезневского.

В малой гостиной нижнего этажа экспозиция знакомит с кругом семьи и близких друзей художника. Это широкая галерея лиц, судеб - и не только художников, но и музыкантов (Ю.Ф. Львова, А.В. Унковская), писателей (О.Д. Форш, М.А. Волошин, З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский), потомков купца-пивопромышленника И. Дурдина.

Кульминация осмотра - мемориальная мастерская, где создавались многие произведения художника. Подлинные работы итальянского периода жизни (1863-1870 гг.), блестящие натурные пейзажи и акварели открывают нам мастера, виртуозно владеющего техникой. Известно, что труд педагога и длительная служба в Академии художеств (последние два десятилетия Чистяков плодотворно заведовал Мозаичным отделением ИАХ) не позволили ему завершить многие творческие замыслы.

Живописные портреты - еще один неоценимый творческий вклад Чистякова в сокровищницу русской культуры. Фотоальбом с комментариями дает представление о прочих произведениях художника, находящихся в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.

Обзор музея завершается в небольшом зале, посвященном Чистякову-педагогу. В комнате «Учеников», служащей лекционным залом и местом проведения методических занятий с учащимися художественных заведений, все обращено к тому, чтобы пролить свет на достижения «общего и единственного учителя» (слова И.Е. Репина). Подлинные произведения воспитанников Чистякова из фондов Дома-музея и Академии художеств - словно наглядная страница учебно-методического процесса. В комнате «Учеников» есть еще один фотоальбом. Он назван «Основные положения педагогической системы Чистякова». В нем последовательно проиллюстрированы и прокомментированы наиболее яркие из методических наработок
профессора Императорской Академии художеств, сохранившие самоценность доныне.

Елена Чурилова

Журнал «ДИ» №3, 2004


версия для печати