«Художник Книги». Выставка к 90-летию Виталия Воловича в Свердловской научной библиотеке.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 3 августа – 30 сентября 2018 года

Место проведения: Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 15)

Виталию Воловичу – 90! Народному художнику России, академику Российской академии художеств недавно было присвоено звание «Почетный гражданин Свердловской области». В Екатеринбурге-Свердловске Виталий Михайлович живет и работает с 1932 года.
Большим выставочным проектом «Художник Книги» Свердловская областная библиотека им. Белинского при поддержке регионального Министерства культуры отмечает бесспорные заслуги юбиляра в развитии книжного дела и огромные достижения в искусстве иллюстрации. 40 лет из его творческой биографии было отдано книжной графике. Преодолевая сопротивление системы, обвинявшей автора в формализме, он доказывал свое право на неканоническое и в чем-то авангардное визуальное прочтение произведений классики.
Фрагменты воспоминаний об этом периоде жизни, мысли о миссии художника, занимающегося оформлением книги стали текстуальной основой планшетной части экспозиции (цитируется по мемуарным запискам «Мастерская»), расположенной в холле 2 этажа здания пристроя Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского. Волович признается: ««Я – книжный иллюстратор. Это главное мое дело в жизни. Все, что я делал, я делал для книги или в связи с ней. Мне нравилось размышлять над текстом, над возможностями его интерпретации, угадывать атмосферу произведения, искать пластику, адекватную его образам. Меня интересовала жизнь идей в различных временных измерениях. Мне нравилось сочинение сюжетов, их развитие во времени – от страницы к странице».
Вспоминая годы сотрудничества с местным книжным издательством в самом начале карьеры, он говорит: «Общение было существенной частью издательской жизни. В комнатах худредов или корректорской за чаем и разговорами рождалось ощущение общего дела. Да так оно и было. Книгу делали все. И когда книга выходила из печати да еще и получала признание на ежегодных книжных конкурсах – это был общий праздник. Праздник для всех».
Не скрывает художник и своего сожаления по поводу нынешней ситуации: «Времена изменились... К моей великой печали, оказалась ненужной и практически исчезла профессия иллюстратора. С точки зрения экономической, то есть определяющей, иллюстрации стали не нужны. Они только увеличивают стоимость книги...
Конечно, это несусветная глупость и недальновидность... Литература многое теряет без зрительного образа. По крайней мере, для юношества».
Размышления мастера сопровождает фоторепортаж из литографской мастерской, где создавался портрет Виталия Воловича работы Валерии Бахолдиной, позволяющий оценить – насколько трудоемок рабочий процесс изготовления именно печатной графики. Также параллельно зрителям представят экскурс по лучшим книжным сериям мастера. Предмет особой гордости Воловича были иллюстрации, сделанные им для «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике», «Отелло» и «Ричарда III» Шекспира, «Эгмонта» Гёте, «Слова о Полку Игореве», «Верескового меда» Стивенсона. Избранное лучших книжных работ опубликовано в альбоме «100 иллюстраций к произведениям классической художественной литературы».
Наглядное приложение к выставке «Художник Книги» под названием «Виталий Волович. Собрание изданий» познакомит с коллекцией из фонда Библиотеки им. Белинского, куда вошли его авторские альбомы, редкие и широко известные книги, к которым мастер приложил руку. Экспозиция размещается в вестибюле 1 этажа основного здания.
Для Свердловского книжного издательства художник оформлял детские книжки и литературу для подростков, сказки народов мира, сборники стихов, романы о героях и тружениках и путеводители-справочники по Свердловску.
Десять бажовских сказов проиллюстрировал Виталий Волович. «Малахитовая шкатулка» с его рисунками впервые появилась в 1963 году, и с той поры несколько раз переиздавалась. Отдельной книгой с серией работ выходил «Золотой волос». Из уральских поэтов он больше всего сотрудничал с Еленой Хоринской, оформил несколько ее книг. Под общим названием «Мастерская» художник издавал не только «Записки художника», книгу воспоминаний, но и собрание своих работ в разных техниках: гуашь, офорт, рисунок.
Облик «города, которого нет» Волович запечатлел в альбоме «Старый Екатеринбург». Не менее дорогие сердцу места постоянных пленэров в окрестностях Екатеринбурга нашли свое поэтическое отображение в книге «Чусовая, Таватуй, Волыны».
Художники, не желавшие идти в ногу с советским временем, искали себе интеллектуальные убежища, в которых и духу не было от бравого соцреализма. Для Воловича такой нишей и отдушиной стал средневековый роман. Благодаря этому современное визуальное прочтение обрели «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, «Ивэйн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа и «Роман о Тристане и Изольде».
Где бы ни путешествовал Виталий Михайлович (а существовал раньше такой ныне забытый жанр, как творческие командировки), всегда его сопровождал верный друг этюдник. Так возникли путевые-дорожные дневники рисунков о Средней Азии, Сибири, Земле обетованной, Прибалтике, горах Памира.
Присутствуют в экспозиции книги-фантазии на заданную тему, изданные сравнительно недавно, но превратившиеся в библиографическую редкость.
«Парад-алле» – хит-парад цитат из мировой классики и серия рисунков о волшебном мире по имени Цирк.
Над циклом «Женщины и монстры» художник работал долгие годы, в нем слились в экстазе такие киногеничные темы, особенно табуированные в СССР, как ужасы и эротика.
«Корабль дураков» имеет подзаголовок: «Сатирическая комедия в 13 главах», в своем роде графический антироман, сборный коллаж из текстов и картинок, исполняющий гимн человеческим заблуждениям и глупостям.
В экспозиции представлены также книги, оформленные художником в последние годы, каталоги больших выставок разных лет, коллективные сборники.
Куратор выставки - Евгений Иванов.

На основе пресс-релиза






версия для печати