К 95-летию со дня рождения М. М. Курилко-Рюмина (1923–2012)

 

Народный художник РФ, Академик РАХ М.М. Курилко-Рюмин (1923-2012)8 февраля 2018 года исполняется 95 лет со дня рождения крупнейшего мастера театрально-декорационного искусства, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, профессора Михаила Михайловича Курилко-Рюмина (1923 – 2012).

Человек широкой эрудиции, энциклопедических знаний М.М.Курилко-Рюмин принадлежал к известной династии художников театра. Его отец М.И.Курилко, блестящий знаток истории художественной культуры, олицетворял собой целую эпоху. Он был дружен с А.Неждановой, И.Козловским, Е.Гельцер, И.Жолтовским, А.Мессерером, Р.Глиэром и другими деятелями культуры. В течение многих лет был главным художником Большого театра, педагогом, блестящим рисовальщиком и офортистом.

М.М.Курилко-Рюмин продолжил дело своего отца. После ранения он в 1942 году возвратился с фронта, несколько лет работал художником в Киргизском театре оперы и балета. В 1951 году по  окончании ВГИКа, где его педагогами были такие замечательные художники как Ф.Богородский, Ю.Пименов, Г.Шегаль  и др., целиком посвятил себя театру.

За свою долгую профессиональную жизнь М.М.Курилко-Рюмин оформил свыше 200 драматических и оперных спектаклей в разных городах нашей страны и за рубежом. Он работал в крупнейших театрах Москвы в соавторстве с известными режиссерами – М. Кнебель, А.Поповым, Б.Равенских, А.Эфросом и др.
Мастер обращался к произведениям русских и зарубежных авторов,  среди которых – А.Грибоедов, Д.Мамин-Сибиряк, А.Чехов, А.Островский, К.Симонов, а также – У.Шекспир, Ч.Диккенс, Д.Верди, Лопе де Вега и др.  Художнику подвластны глубокий драматизм и легкий музыкальный лиризм, фарсовость и лубочность. Его работы всегда отличали высокий профессионализм, тонкий и строгий вкус, простота, изысканность цветовых, пластических и композиционных решений.

Для творчества М.М.Курилко-Рюмина характерна верность богатейшим традициям отечественного театрально-декорационного искусства, прежде всего, традиции живописного оформления спектакля. Как правило, мастер  шел от автора, духа, стиля и жанра воплощаемого произведения,  всегда был верен изображаемой эпохе, не впадая при этом в этнографический бытовизм. Он вводил в сценографию конкретные детали, характеризующие историческую эпоху, блестяще реализуя свои глубокие знания истории искусства  и материальной культуры. Рассказы этого блистательного собеседника  о шедеврах мирового искусства, о художниках разных времен неизменно раскрывали его богатый литературный, артистический и художественный вкус. 

Талантливый педагог М.М.Курилко-Рюмин  с 1953 по 1962 преподавал на художественно-постановочном факультете ВГИКа, а затем в течение 50 лет возглавлял творческую мастерскую театрально-декорационного искусства Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, воспитав за это время не одно поколение молодых художников,  ярких творческих индивидуальностей, многие из которых стали широко известными живописцами,  сценографами, признанными художниками театра и кино, среди них – В.Левенталь, В.Серебровский, Н.Двигубский и др.

Управление информации РАХ






версия для печати