125 лет со дня рождения А.А.Пластова (1893-1972)

 

31 января 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения А.А.Пластова (1893-1972), крупнейшего живописца, народного художника СССР, академика  АХ СССР, лауреата Государственных премий.

В Москве состоялось возложение цветов к мемориальной доске, установленной  на доме №1 по улице Верхняя Масловка, где жил и работал Аркадий Пластов. Здесь находилась мастерская знаменитого живописца с 1939 по 1972 год. В церемонии приняли участие руководство Российской академии художеств,  члены Союза художников России, деятели культуры, представители крупнейших музеев страны, в том числе Музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, представители творческих вузов, в том числе Строгановской академии, где учился Аркадий Пластов, потомки художника, члены его семьи В рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского открылся проект «Потаённые сокровища», приуроченный к 125-летию со дня рождения художника.

В необычном формате концерта-выставки представлены работы мастера, отражающие сокровенную и неизвестную публике при жизни тему творчества - церковные службы, портреты верующих, священнослужителей и предстоящих, сохранённые семьёй художника. Были исполнены хоровые произведения П.Г. Чеснокова, Н.С. Голованова, С.В. Рахманинова.

Всю свою мощную силу живописца  А.А.Пластов отдал  одной теме – теме русской деревни, ее природе и людям, мудрому, веками сложившемуся укладу народного быта. Такие широко известные картины художника как «Жатва», «Полдень», «Юность», «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Первый снег» стали классикой русского искусства ХХ века. Они находятся в собраниях Государственной Третьяковской  галереи, Государственного Русского музея и других российских и зарубежных  музеев.

А.А.Пластов был уверен в том, что жизнь есть истинный источник искусства. Он активно осуществлял свою  мечту – «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Герои Пластова - косцы и пахари, пастухи и трактористы, воины, дети, сельские женщины – сохраненный в искусстве архетип народа, многие века населявшего Россию и  определившего ее историческую судьбу. До конца  дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не отделяя себя от окружающего мира, так убедительно и страстно воссозданного им в полотнах.

Он  создал огромное количество эскизов и этюдов, которые служили подготовительным материалом для будущих картин. От правды факта художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».

Его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая  ее высший, сокровенный смысл. Мастер говорил:  «Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся  вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю  эту плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз все с большей  убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную, поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному..»


Управление информации Российской академии художеств






версия для печати