Выставка «А.А.Пластов и революция» в Ульяновске.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 14 сентября – 1 ноября 2017 года
Место проведения: Музей А.А. Пластова, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 16

Выставка проходит в рамках VII Международной ассамблее художников «Пластовская осень», посвященной 100-летию Октябрьской революции. В экспозиции представлено более 30 живописных и графических работ Академика АХ СССР, народного художника СССР А.А.Пластова, среди которых особое место займут произведения из фондов Ульяновских областных художественного и краеведческого музеев, а также из собрания семьи художника. Некоторые работы Пластова будут экспонироваться в Ульяновске впервые.
«Революция в такой стране, как тогдашняя Россия, – писал Аркадий Пластов о событиях 1918 года, – процесс, который по своему размеру и значению подобен смене геологических эпох в жизни нашей планеты». Для художника это были не просто слова: за несколько революционных лет он потерял своих братьев и на время расстался с мечтой стать профессиональным художником. Пластову пришлось заново учиться строить отношения с жителями родной Прислонихи, выступая в роли самого грамотного на селе человека, готового объяснить смысл произошедших перемен тем, кто был способен на бунт «кровавый и бессмысленный».
Не случайно, черты лиц прислонишенских мужиков с настороженными глазами воплотились после у Пластова в образе крестьянского бунтаря XIX века казака Емельяна Пугачёва. («Емельян Пугачёв».1920-е, Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова). Судя по письмам, композиционные раздумья на тему «Пугачёвщины» не покидали художника с 20-х по 60-е годы XX века. Именно для этого замысла создавались яркие портреты мужиков 30 – 50-х годов: Михаила Янова, Василия Забродина и других. В то же время были написаны маслом несколько автопортретов и портреты братьев Николая, Александра и Валентина, которые во время Гражданской войны пропали без вести.
Работы Пластова 1920 – 1930-х годов свидетельствуют о живописной «революции», произошедшей в это время в творчестве художника. В них ощущается нетерпеливая жажда не упустить ничего из правды бытия. Уже эти ранние произведения Пластова отличаются крепкой профессиональной живописью. Обобщённость форм, плоскостность, упрощённый рисунок, условность цвета, более того подчинённость звучного колорита декоративности крупных цветовых масс отличают эти работы.
В то время Аркадий Пластов осознавал, что «сейчас мало быть только художником, но надо быть ещё и гражданином». Среди этюдного материала живописца 1920-х – 1930-х годов сохранились эскизы сходок, выборов в комитет бедноты, сцены мытарств раскулаченных. Однако практика представителей АХРа (Ассоциация художников Революции), для которых было важно просто честно фиксировать события, а о средствах выражения вообще не заботиться, ему не подходила. «Жить искусством, расти в нём» – вот, что было главным. Для пластического воплощения задуманного аркадий пластов выбрал язык книжной иллюстрации массовой литературы, которая в послереволюционное время приобрела силу и значение. Яркие иллюстрации художника в технике линогравюры печатались в издательстве «На помощь деревне и школе» Гаврилы Фомича Мириманова. У него, наряду с Пластовым, оформляли книги другие талантливые мастера кисти: С. Герасимов, А. Дейнека, В. Ватагин. Книжная графика 1920 – 1930-х годов стала действенным способом воспитания искусством малограмотных слоёв населения страны Советов.
Стремление найти себя и высказать посредством обращения к живописи, чувство личной ответственности перед обществом за идею, представленную пластическим языком – вот то, что воплощают произведения, представленные на выставке.

На основе пресс-релиза



Возврат к списку

версия для печати