Выставка «Образ Крыма в творчестве русских художников» в ГЦМСИР

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 16  - 30 марта 2017 года
Место проведения: Отдел «Пресня», Государственного центрального музея современной истории России
Адрес: Москва, Большой Предтеченский переулок, д.4

Крым – особое, совершенно уникальное место с изысканным колоритом, сочетанием цвета, композицией. Это Мекка для людей, тонко чувствующих красоту и поэтичность природы, и, конечно, для художников. Крым сыграл важную роль в становлении и развитии таланта всех представленных мастеров.

Основу выставки «Образ Крыма в творчестве русских художников. К воссоединению Крыма с Российской Федерацией» составляет уникальное собрание живописи и графики 1920-х - 1980-х годов академиков Российской академии художеств Марии и Даниила Федоровых. Произведения созданы художниками династии Осиповых – Федоровых и их педагогами Верой Фаворской, Иваном Чекмазовым и Сергеем Костиным с 1920-х по 1980-е годы. Все мастера – яркие представители московской школы живописи, продолжатели высоких традиций русского изобразительного искусства. В представленном собрании прослеживается преемственность живописной школы.

Вера Васильевна Фаворская (1896 – 1977) и Иван Иванович Чекмазов (1901 – 1961), прекрасные живописцы, выпускники ВХУТЕМАСа по мастерской Роберта Фалька, ученики Константина Коровина, Александра Куприна и Абрама Архипова, профессора живописи суриковского института.
Высокое профессиональное мастерство Фаворской и Чекмазова, впитавших пластическую культуру авангарда, находившихся под влиянием сезаннизма и кубизма, отмечалось еще в начале их творческого пути. Они окончили ВХУТЕМАС в 1923-1924 году, Чекмазов был ассистентом Фалька. Уже в начале 1920-х годов Фаворская и Чекмазов активно выставлялись: принимали участие в Первой выставке русских художников в Берлине в галерее Ван-Димен, в выставке общества «Бубновый валет», в выставках объединений ОМХ, «Московские живописцы», АХРР. Их произведения экспонировались наряду с работами их учителей и коллег – Р. Фалька, А. Куприна, П. Кончаловского, И. Грабаря, И. Машкова, Н. Удальцовой. Профессора живописи суриковского института с 1935 по 1948 годы, они стали основателями знаменитой пленэрной практики в Крыму, в местечке Козы. На практике работали студенты последних курсов института. Здесь они писали светлые, тонкие по цвету, гармоничные пейзажи, натюрморты, обнаженную натуру под тентом. Этот опыт был уникальным в истории преподавания живописи. Молодые живописцы открывали для себя законы света и цвета, получали живые уроки импрессионизма под руководством консультантов И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова и преподавателей В.В. Фаворской, И.И. Чекмазова, В.В. Почиталова, Н.Х. Максимова.
Педагоги часто писали вместе со студентами. Любимым жанром Фаворской был натюрморт. Она компоновала свои холсты мощно и властно, создавая образы цельные, концентрированные и простые, строя работы на смелых цветовых сочетаниях. В Крыму она ставила натюрморты на утесе, на фоне моря или в винограднике.
Иван Чекмазов был прекрасным пейзажистом. Полотна Чекмазова отличает выразительность и утонченность цветовых сочетаний, виртуозность и тонкая нюансировка в разработке фактуры. Эти качества особенно полно проявились в его крымской серии.
На волне борьбы с формализмом в послевоенные годы Фаворская и Чекмазов были отстранены от преподавания в МГХИ им. В.И. Сурикова наряду с А. Осмеркиным, А. Матвеевым, В. Почиталовым. Впервые наследие художников было полно представлено в Инженерном корпусе ГТГ в 2003 году, вышла книга-каталог выставки. Эта книга стала одной из первых в ряду тех изданий, которые меняют сложившиеся, крайне упрощенные представления об отечественном искусстве 1930 – 1950-х годов.

Тамара Александровна Осипова (1924 – 1989) и Владислав Георгиевич Федоров (1924 – 1993), выпускники МСХШ и Суриковского института по мастерской Сергея Васильевича Герасимова в 1950 году.
Крымская практика сыграла большую роль в формировании художественного языка Тамары Осиповой и Владислава Федорова, в 1947 – 1948 году студентов МГХИ им. Сурикова.
В Крыму возник любимый колорит Тамары Осиповой - сочетание жемчужно-серых и розоватых тонов, появились прозрачные цветные тени и рефлексы («Крымское солнце. Козы» и «Татарские сакли», обе - 1948).
В 1950-е годы оба писали пейзажи, этюды и картины в Ялте и Гурзуфе, участвовали на выставках художников-маринистов. Удивительно хороши тонкие по колориту, наполненные светом, воздухом, шумом прибоя, марины. Осипова умела в небольшую работу вместить морской простор, найти тончайшие оттенки цвета, передающие состояния природы.
Темперамент и незаурядные живописные способности Владислава Федорова проявились еще в художественной школе. Его особо выделял выдающийся педагог Василий Васильевич Почиталов. который приучал учеников мыслить категориями подлинного искусства.
Еще не был расформирован Музей новой западной живописи, где, как и в Третьяковской галерее, которая находилась напротив института, студенты проводили многие часы. Они успели воспринять любовь своих педагогов к импрессионизму и сохранить ее на всю жизнь.
Сила и притягательность творчества Владислава Федорова не в сюжетах его картин, а в красоте пластического и колористического решения. Мастер пейзажа-настроения, Владислав Федоров создал цикл марин на Черном море («У причала. Гурзуф», 1954; «У причала», 1956), живые, эмоциональные этюды.

Александр Ефимович Осипов (1892 – 1981), мастер пейзажа и портрета, получивший художественное образование в Школе Общества поощрения художеств и в Императорской Академии художеств под руководством Николая Рериха, Алексея Рылова, Александра Маковского. Представляем его графику 1935-1936 года и живопись 1960-х годов. Особое спокойное настроение довоенного Крыма в пейзажах, созданных в Алуште, передано в композиции, колорите и линии. Во многих работах – гора Джимерджи. «Автопортрет в Гурзуфе» 1963 года, серия пейзажей написаны в Доме творчества им. Коровина в Гурзуфе. Море, бухта, скалы и горы – источник разнообразного композиционного и колористического решения многих работ.

Живописец, рисовальщик и плакатист Сергей Николаевич Костин (1896 – 1970), племянник Николая Сапунова, выпускник ВХУТЕМАСа, преподавателя МГХИ им. Сурикова.
Легкость и благородство крымского колорита, изобретательность композиции в его работах середины 1960-х годов отражают эстетику этого времени, и в то же время отсылают зрителя к 1920-м годам, смелости и художественным решениям авангарда.

Мария Владиславовна Федорова (р. 1952), выпускница факультета прикладного искусства Московского текстильного института. Работы Марии Федоровой были созданы в творческой группе в Гурзуфе в 1984 году. Мастера театрально-декорационного искусства из разных городов и республик СССР работали с натуры и по впечатлению. Мария работала над серией «Ярмарка» для Государственного ансамбля танца России и писала свои эскизы с натуры, вглядываясь в плавные линии крымских гор и решая свои листы в колорите крымского пейзажа. Рефлексы и нюансы цвета зимнего Крыма, ослепительная яркость айвы и хурмы на фоне солнечного неба органично воплотились в образы графических листов.
На портретах и автопортретах мастера, чьи работы представлены на выставке, изображены именно в те годы, когда они создавали свои произведения, посвященные Крыму.

В экспозицию выставки также включены работы современных художников Группы «Крым», сделанные ими в разные периоды их творчества. Работы Натальи Соколовой, Вадима Соколова, Елены Соколовой, Ильи Рубана интересны своей разностильностью и разноплановостью, хотя, в основном, группу «Крым» представляют художники реалистического направления, продолжающие высокие академические традиции своих предшественников и учителей.

Этот проект станет еще одним событием в культурной жизни, еще раз привлечет внимание к русской школе, русскому импрессионизму. Выставка проходит под эгидой Российской Академии художеств. Она станет важной вехой в сохранении отечественной школы живописи, что является одним из приоритетных направлений деятельности РАХ.







версия для печати