Выставка произведений Риты Хасо и Билара Царикаева.

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


28 февраля 2017 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул.Пречистенка, 21 открывается выставка произведений заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания Риты Хасо (живопись) и заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания Билара Царикаева (скульптура).

Рита Хасо родилась в Северной Осетии. Красота природы этого удивительно живописного края не могла не сказаться на мировосприятии будущего художника. Училась в Орджоникидзевском художественном училище, Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, на факультете живописи Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова. Живет и работает в Москве.
Рита Хасо в своем творчестве обращается к жанрам пейзажа, натюрморта, портрета. Выстраивая работы в определенных цветовых сочетаниях, художник большое значение придает самому материалу, особенностям мазка, фактуры, усиливающим эмоциональную выразительность живописи. Здесь проявляются и умение художника использовать декоративное значение цвета, ее способность решать сложные живописные задачи для достижения образной передачи действительности.
У Риты Хасо свой взгляд на нашу повседневную жизнь. Она умеет создавать объемный образ в пространстве и времени, полный цветовой, ритмической и пластической гармонии. Её работы отличают динамичное построение композиции, богатое тонально-пространственное решение, тонкая проработка фактуры полотна.
Творческую работу в живописи Рита Хасо удачно совмещает с педагогической. Является профессором, кандидатом наук. С 2010 года - зав. кафедрой дизайна МИИГАиК. Член СХ России и Московского союза художников. Лауреат II степени Международной выставки – конкурса «Russian Art Week», 2009 год, г. Москва.
Работы Риты Хасо находятся в собраниях российских музеев, в т.ч. в ГТГ, Художественном музее имени М.С.Туганова, в частных коллекциях России, Германии и Японии. За картину «Предчувствие» (2011г.) художник получила благодарственное письмо от Государственной Третьяковской галереи.
По мнению академика Вл.Соскиева, «Рита Хасо, безусловно, очень интересный художник с большим творческим потенциалом».

Билар Царикаев родился в 1955 году в Северной Осетии. Окончил Владикавказское художественное училище, в 1990 г. - факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, где учился у проф. П.И.Бондаренко. Участник многочисленных художественных выставок и симпозиумов. Член Московского союза художников.
Работы Билара Царикаева неординарны, парадоксальны по замыслу и форме. Они сказочны, затейливы, метафоричны. Художник изобрел свою собственную скульптурную форму, вернее, универсальную объемную субстанцию, непрерывную, тягучую. Эта форма проникает во все скульптуры вне зависимости от сюжета.
В произведениях Царикаева заметно влияние архаического, наивного искусства. Пластические приемы художника ненавязчивы, деликатны, но в них есть что-то завораживающее и величественное.
Б.Царикаев обращается к античным и евангельским мотивам, преданиям и легендам разных народов, образам осетинского эпоса. Он не иллюстрирует известные сюжеты, но на их основе создает свой собственный оригинальный эпос. Его герои - Иисус Христос и Апостолы, Илья Пророк на огненной колеснице, Пикассо, Мейерхольд, Пиросмани, Муза Дали, тотемные олени и бараны, неолитические Венеры. Неисчерпаемым источником художественных фантазий для Царикаева стал Авсати – осетинское божество охоты, леса, животных.
Жанровые мотивы («За сеном», «Куровор») обретают в его композициях яркую образность, метафоричность, притчевое начало.
В 1990-е - 2000-е годы Царикаев создает целую группу скульптурных посохов. Огромные, выше человеческого роста, как будто предназначенные мифическим великанам, отлитые из бронзы, твердо стоящие на земле. Каждый посох символизирует путь мифа, или путь пророка, или значимый этап в жизни людей (семьи, рода) - рождение, свадьба, поминовение.
Посох «Св. Георгий» - его крылья ажурны и невесомы, контрастируют с коренастой фигурой лошади. Просветы, разрывающие общую композицию фигуры, превращают ее в изысканную кружевную вязь. В посохе «Св. Илья» - ажурная вязь, легкость и невесомость. «Свадебный посох» - невеста превращается в парящую в небе птицу. Все посохи звучащие, к ним подвешены бронзовые колокольцы.
Билар Царикаев виртуозно передает ощущение полета. Его стихия – невесомые скульптурные навершия. Таков жезл «Вознесение» (1998). Христос с распростертыми руками. Сферы-абрисы, как живые существа, многократно обегают голову и туловище Христа.
Скульптор работает в бронзе. По мнению искусствоведа А.Тандуевой, «ему удается соединить плохо сочетаемые вещи - этюдность, некоторую эскизность произведения с его полновесной завершенностью. Экспрессивная нервная лепка по глине заставляет бронзу дышать, вибрировать, разговаривать».
Как пишет искусствовед С.Орлов, «генетика собственной скульптурной формы Царикаева восходит к пластическим экспериментам Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Сальвадора Дали. Эти три мастера, несомненно, оказали на него решительное воздействие и заочно сформировали его оригинальный авторский почерк».
Б.Царикаев награжден золотой медалью Российской академии художеств. В 2013 году стал лауреатом юбилейной международной выставки-конкурса Творческого союза дизайнеров (в номинации «Скульптура»), г. Москва.
Работы скульптора находятся в собраниях многих музеев, в т.ч., в Государственной Третьяковской галерее, а также в частых коллекциях в России и за рубежом.
Выставка работает по 19 марта 2017 года.
Noar. Выставка произведений заслуженных художников РСО-Алания Риты Хасо и Билара Царикаева




версия для печати