Выставка «Большая энциклопедия иносказаний». А.Калугин. Ю.Яковенко.

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


«Большая энциклопедия иносказаний»

Российская академия художеств представляет выставку графических произведений Александра Калугина и Юрия Яковенко «Большая энциклопедия иносказаний».
В экспозиции представлено около 200 произведений этих мастеров графического искусства, каждый из которых по-своему моделирует пространство, предметный мир и человека.
А.Калугин родился в Эстонии в 1949 году. Живет и работает  в Москве. Учился в московской студии  у художников В.Вейсберга и Б.Козлова. Семидесятник-нонконформист, творчество которого больше известно в Европе и Америке.  С 1972 года – активный участник более 50 выставок в России и за рубежом. Работал художником в кино и на телевидении, создал серию графических работ  к фильму по роману Б.Акунина «Азазель» и документального фильма режиссера В.Хотиненко «Паломничество в вечный город».  Является профессором Международной академии искусств в Италии «Greci-Marino». Неоднократно выступал с лекциями по современному искусству в колледжах и университетах США, преподавал студентам технику офорта. В Grinnell College (штат Айова, США) находится самая большая, постоянно действующая выставка произведений художника. А.Калугин награжден многими международными дипломами. Призер I и II премий за лучшие графические и живописные произведения на Международном фестивале искусств во Флориде.
Творчество Калугина – это гротескный мир на грани между философской фантасмагорией и абсурдом повседневности, в котором нарушены все логические связи: прошлое, настоящее и будущее неразделимы. В своих работах художник соединяет китч с реализмом, абстракцию с фресками, лубок с натюрмортом. Сказочные картины-притчи, многоплановое прочтение его пластических мифологий интригуют  своей особой витальной силой,  многозначной фрагментарностью, вызывая желание собрать воедино кусочки мозаики и постичь их тайный смысл. Его персонажи одновременно реальны и фантомны.  Произведения Калугина – это взрывная смесь несовместимого: цитат из  П. Брейгеля, В.Кандинского, М.Шагала, Дж.Поллока, средневековой фрески и граффити. В его работах оригинально смешиваются модернизм и архаика, неопримитивистские тенденции и ироничная деформация.
Работы А.Калугина находятся во многих музейных и частных коллекциях России, США, Швейцарии, Франции, Голландии, Австрии, Люксембурга, Италии, Германии, Великобритании и Канады.
Ю.Яковенко родился в поселке Смоляниново Приморского края в 1965 году.  Господствующая  с детства атмосфера творчества: прадед, дед и отец всегда увлекались рисованием, определила выбор профессии.  Окончил Белорусскую государственную академию искусств,  отделение графики (1986-1992 гг.). Живет и работает в городе Гродно, Беларусь. С 1994 года – член Союза художников Беларуси, с 2007 г. – член международного клуба «Графический дом» (Швеция).  Постоянный творческий поиск, обращение к разным графическим материалам и техникам способствовали формированию его собственного художественного стиля, определили выбор таких трудоёмких техник, как офорт, меццо-тинта и акватинта. Персональные выставки художника прошли в Беларуси, Испании, Литве, Нидерландах, Бельгии, Польше, Швеции, КНР,  в Москве и на Кипре.
Произведения художника отмечены дипломами и наградами на международных биеннале графики, выставках графики малых форм и миниатюрного искусства, проходивших в Испании, Швеции, Канаде, Польше.
В своем творчестве художник отдает предпочтение созданию серий гравюр, объединенных значимыми для него темами: «Архипелаг», «Знаки», «Алхимия», «Руны». Его привлекает далекое прошлое, он обращается к многочисленным феноменам - явлениям разных культур, ушедших эпох  и цивилизаций. Уверенно соединяя  различные культурные знаки, символы, мифы, художник создает свой собственный мир.
В проекте «Алфавит» Ю.Яковенко удалось осуществить свою давнюю мечту - возродить европейскую традицию создания папки оригинальных графических листов, объединенной одной идеей. Для воплощения этого замысла художник выбрал  тему алфавита, которая через многочисленные историко-культурные интерпретации актуализирует роль буквы, слова и языка в современной информационной цивилизации. Художник хотел воплотить  своё видение образа буквы и  как знака, и как символа, показать  красоту и самодостаточность  буквы, а также  её роль в современном искусстве.  Гравюры, каждая из которых является самостоятельным художественным произведением, выполнены Ю.Яковенко небольшим тиражом в техниках офорта и меццо-тинты.  Эта графическая серия отмечена  мощной экспрессией, сложностью композиционных решений, объединяющих все элементы в гармоничную целостность. Сложная образность произведений, основанная на символизме и ассоциативности, предполагает множество интерпретаций. Неповторимость папке придает её ручное исполнение из натуральных материалов и лаконичность в оформлении. Этот проект был осуществлен благодаря участию итальянского мастера Джулиано Якомуччи, одного из лучших печатников в Европе.
Произведения Ю. Яковенко, в частности, офорты из серии «Руны» побуждают зрителя к постижению таинственного смысла образов, сложных взаимосвязей магических существ, живущих в причудливом мире работ мастера. Штрихи и фактуры современного художника-гравёра сочетаются в них с деталями средневековья: фрагментами из миниатюр, символами и аллегориями, метаморфозами и фантазиями. При необычной всеобщей гармонии каждой композиции рождается яркая экспрессивность. Всё это органично сочетается со стилевыми предпочтениями художника. Мини-принты мастера – это исторические и смысловые ассоциации. Это своеобразная игра в аналогии и метафоры, где основой художественного моделирования мира становится переосмысление сплетений судеб европейской истории. Художник находится под влиянием  языческих мифов, преданий,  которые в композициях автора становятся знаковой системой, отсылающей к человеческой памяти знаний о прошлом, исчезнувших культурах, о забытых предках, религиях, тайных знаниях и душе, обо всём неразгаданном и вневременном.
В произведениях художника  личные переживания сочетаются с символами различных культур. Утонченный и многообразный пластический язык придает  работам мастера особую выразительность. Каждая композиция пронизана самоиронией современного человека, который с особой остротой чувствует, что окружающий нас  мир остается таким же несовершенным, как и много столетий назад…
Произведения художника находятся в коллекциях национальных музеев  Республики Беларусь, в Библиотеке Ватикана,  королевском собрании (Швеция), собраниях «Museo Civico», Кремона  и музея «Della Carta», Печия,   Италия; «Rotary club» и «D.Almondi», Хатива , Испания; муниципальных музеях г.Мемлингена, Германия и гг. Гнезно, Катовице, Польша.
Выставка проводится при содействии  архитектурно-строительной фирмы ООО «Арт-группы АВЕРС» и Салона красоты «FIORE».
Выставка работает по 30 марта.

Управление информации Российской академии художеств






версия для печати