Петербургский сецессион - 3.

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Выставочный центр Санкт-Петербургского СХ (Большая Морская, 38)
Время проведения: 12.02.2014 по 01.03.2014 г.
Вернисаж выставки: 12 февраля 2014г. в 18.00

В февральском календаре художественной жизни города на Неве «Петербургский сецессион» становится событием традиционным. Нынче выставка состоится уже в третий раз.
Зрителям искушенным, а также тем, кто не впервые придет на «Петербургский сецессион», нет нужды напоминать, где исторические корни подобного объединения. Венский сецессион, давший название и нашей выставочной затее, блеснувший на рубеже ХIХ–ХХ веков, через «обособление» (лат. secessio) творцов-индивидуумов разрушал традиции и привычные творческие связи.
Иное дело – Петербургский сецессион. Вниманию любителей искусства предлагаются произведения, которые, по мнению художников-участников вернисажа, ярче всего характеризуют творческое кредо каждого из них. Оно как бы диктует принципиальное отрицание любой корреспонденции между авторами. Создается впечатление, что каждый мастер демонстрирует лишь себя, не соотнося свои работы с произведениями коллег.
Но тому обстоятельству, что, не подгадывая специально, собираясь во «временное сообщество» скорее спонтанно, чем умышленно, все художники-экспоненты демонстрируют глубокую верность традициям, профессионализм, любовь к искусству и умение ему служить, не стоит удивляться. Ведь несхожесть их творческих темпераментов, отсутствие единой художественной программы – это хотя и не декларируемая, но все же основа временного объединения. При этом всем участникам присуще реалистическое исповедание, границы и каноны которого не имеют берегов.
Последнее время все чаще приходится читать и слышать об утвердившейся еще в XVIII столетии выставочной форме показа произведений изобразительного искусства как о некоем выступлении на артсцене. Постановщики подобных представлений любыми путями добиваются эффекта взорвавшейся бомбы, скандала, крайних форм эпатажа. Сегодня даже в академических искусствоведческих кругах серьезно говорят о необязательности существования картинного пространства в искусстве живописи, о том, что «перманентная актуализация» должна быть основой любого творческого процесса и художественной жизни в целом.
Однако жизнь «по стихиям мира сего», свидетелями которой мы часто являемся, уводит изобразительное искусство в сторону от его пути, ведущего в мир возвышенной гармонии, возможной и недостижимой одновременно, в мир сострадания и проповеди вечных истин.
Как хотят открыться зрителю участники третьего «Сецессиона», что хотят поведать, каким уровнем профессионального мастерства и глубины постижения жизни пленить людей, чутких к проявлениям прекрасного?
Безусловно, творчеством жизнеутверждающим, порой исповедальным, обращенным лицом к реалиям мира, творчеством, которое отмечено глубоким и сосредоточенным взглядом на суть человеческого бытия.
Среди участников выставки – выдающийся мастер скульптуры и рисунка, классик нашего искусства Александр Николаевич Бурганов. К числу постоянных экспонентов «Петербургского сецессиона» принадлежат московский живописец Александр Толстиков (идеолог и организатор настоящего выставочного проекта) и петербуржцы – живописец Виктор Ляпкало и график Александр Сайков.
К участию в третьем «Сецессионе» впервые приглашены авторы, уже сказавшие свое весомое слово в искусстве живописи. Петербургский художник Татьяна Федорова, ученица Андрея Андреевича Мыльникова, получившая еще во времена творческой юности признание Парижского салона и лестное предложение от Третьяковской галереи о приобретении ее полотна, напомнит зрителю о своем отношении к «живописанию» как к драгоценному дару.
Евгений Ромашко – мастер известный, составивший себе имя благодаря поэтическим пейзажам нашего Отечества. Обладающий умением и опытом создания полотен эпически законченных, он в то же время тонкий лирик, разговаривающий со зрителем полутонами этюдов, доверительных и нежных. Масштабные композиции, созданные художественным языком «большого стиля», снискали московскому живописцу Василию Нестеренко заслуженное признание. Андрей Базанов, воспитанный «педагогом педагогов» Мыльниковым в Петербургской академии художеств, предстает как автор лаконичных, в цветовом отношении лапидарно решенных портретных и тематических композиций.
Демонстрируя зрителю работы художников не только состоявшихся, но и известных, организаторы взяли за правило представлять на «Сецессионе» и одаренных молодых авторов. Если на прежней выставке таковым был живописец, автор пейзажей Валерий Копняк, выпускник Глазуновской академии, то нынче это «строгановец» Михаил Грачев, получивший в прошлом году престижную премию имени выдающегося скульптора Юрия Орехова («Золотой орех»).


Юрий Витальевич Мудров
Искусствовед, председатель секции искусствоведения и критики Санкт-Петербургского союза художников,
президент Санкт-Петербургского общественного Фонда содействия развитию культуры и искусства,
член Президиума Российского комитета Международного совета музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ).
Куратор проекта «Петербургский сецессион».






версия для печати