«Виктор Попков. 1932-1974»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)



Министерство культуры РФ
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Российская академия художеств
при поддержке Арт-фонда семьи Филатовых


«Виктор Попков. 1932-1974»

Новое знакомство с классиком «сурового стиля»

13 декабря 2013 года — 26 января 2014 года
Москва — Венеция — Лондон
Вернисаж 12 декабря в 18.00



В декабре в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка.19) государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представит ретроспективу живописных работ выдающегося художника-шестидесятника Виктора Попкова. Наряду с «эталонными» произведениями одного из лидеров «сурового стиля» впервые можно будет увидеть целый ряд неизвестных широкой публике работ из частных собраний. После показа в Москве сорок полотен, отражающие основные этапы творчества Виктора Попкова, отправятся в Венецию, а затем в Лондон.

Значительное наследие Виктора Попкова на расстоянии почти сорока лет с момента его трагической гибели приобретает очертания целостного и уникального явления, в котором созвучные мастеру художественные традиции претворились в оригинальный пластический язык. Признанный официальными советскими структурами и любимый зрителями, Виктор Попков принадлежал к тому поколению художников, которые начинали работать в эпоху разоблачения «культа личности» и выражали честную творческую позицию.
«Экспозиция в Академии художеств даст возможность увидеть картины, никогда не экспонировавшиеся и предлагающие новое прочтение творчества одного из значительных художников второй половины ХХ века, взгляд из сегодняшнего дня, — отмечает генеральный директор «РОСИЗО» Зельфира Трегулова. — Будучи еще студентами искусствоведческого отделения, на выставки современных художников мы отправлялись, в первую очередь, ради нескольких имен, среди которых был Виктор Попков».  
Выставка объединит наиболее значимые работы, часть из них еще при жизни художника была приобретена музеями — Государственной Третьяковской галереей и Русским музеем, региональными музеями в Орле и Волгограде, а другая часть находится в частных собраниях. Будут представлены все этапные для художника произведения, начиная с ранней, полной энтузиазма и надежд «Весны в депо», наследующей традиции безмятежного соцреализма предыдущей эпохи, и заканчивая недописанной картиной «Осенние дожди. Пушкин», передающей состояние отрешенности, которая в свете преждевременной смерти художника прочитывается как расставание с земной телесностью. На выставке можно будет увидеть и образцово-«суровых» «Строителей Братска», выразивших идею героической самоотверженности во имя коллективных задач, которая вдохновляла многих в шестидесятые годы, и более поздний, «новореалистический» этап творчества, отразивший разочарование в «великих задачах» и обостренное переживание глубинной разобщенности людей. В экспозицию будут включены три работы из цикла «Мезенские вдовы», ставшие для нескольких поколений российских зрителей живописной «эмблемой» незарубцованных воспоминаний о войнах первой половины ХХ столетия.
Работы, отобранные для выставки из частных собраний, прежде всего из коллекции Андрея Филатова, открывают неизвестную территорию в творческой топографии уникального художника и задают неожиданный ракурс для прочтения тех его работ, которые некогда сразу после создания входили в золотой фонд советского художественного наследия. Здесь впервые зритель увидит неожиданного Попкова — художника трагического экспрессионизма, который близок к таким мастерам, как Марк Шагал и Эдвард Мунк, если бы эти образы не носили столь отчетливого личностного характера («Зимняя выпивка», «Спящий Попков»). Картины «Светящиеся окна», «Интерьер», «Чекист» впервые окажутся в одном экспозиционном пространстве в виде триптиха, который покадрово «освещает» три последовательные сцены времен сталинских репрессий, а также работа «Он им не завидует», звучащая как Lacrimosa из «Реквиема». В этом свете и монументальные «Строители Братска», покорители природы, традиционно возводимые к стилистическим приемам художников ОСТа, неожиданно раскрываются в своем экзистенциальном измерении. В контексте этих работ скоропостижная смерть художника (от случайного выстрела инкассатора) выглядит неизбежным итогом неизбывной внутренней драмы.
За последние годы работы Виктора Попкова были включены в состав многих важных экспозиций русского искусства, в том числе таких, как знаменитая выставка «Россия!» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке или прошедшая в 2011 году в Риме выставка «Социалистические реализмы». Имя художника, который при жизни не раз выставлялся за границей и стал дипломантом биеннале современного искусства в Париже, не является незнакомым для европейского зрителя. Однако такие яркие русские художники, как Виктор Попков, пока недостаточно известны на Западе и заслуживают большего признания в мировом культурном сообществе.
С февраля выставка будет экспонироваться в Венеции, в рамках Года туризма России в Италии, в выставочном зале Университета Ка Фоскари. Далее экспозиция переместится  в Лондон, на престижную площадку Сомерсет-хаус, где она пройдет в рамках  культурного обмена в Год российской культуры в Великобритании и станет первой персональной  выставкой художника, работавшего в СССР в рамках официальной художественной сцены.






версия для печати