«Своевременное искусство»

 

Другие выставочные залы


В выставочном зале Союза художников РФ (ул. Беговая, д.7-9) 29 ноября 2013 года открывается выставка к 70-летию скульптора Леонида Баранова «Своевременное искусство». Название выставки возникло из каламбура живописца Александра Ситникова, обронившего его на одном из дружественных вернисажей этой осенью. В нем содержится ненавязчивая, слегка ироничная, антитеза, свойственная отношению представителей круга состоявшихся московских классиков к кричащей о себе современной массовой культуре.
За последние годы Леонид Баранов провел целый ряд персональных выставок в Москве и других городах страны, заметно разнообразя их составы и пространственные решения. Каждый раз он удачно отвечал индивидуальным особенностям предложенного места экспонирования – музея, собора, культурного центра в старинном особняке, современного зала художественного лицея или городской галереи в провинции. Идея привлечения произведений других художников делала его выставки гораздо богаче. С культурологической точки зрения такое решение расширяло каждое персональное выставочное событие до масштаба явления, занимающего определенное место в художественной панораме нашего времени. В этот раз скульптор предлагает вместе с небольшой ретроспекцией своих работ посмотреть на параллельные пути эволюции творчества близких ему мастеров: живописцев - Владимира Брайнина, Ольги Булгаковой, Ольги Гречиной, Натальи Глебовой, Дмитрия Жилинского, Виктора Калинина, Марии Красильниковой, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Ксении Нечитайло, Ивана Николаева, Игоря Орлова, Алесандра Петрова, Игоря Пчельникова, Олега Савостюка, Александра Ситникова, Зураба Церетели, скульпторов – Александра Бурганова, Валерия Евдокимова, Андрея Ковальчука, Михаила Переяславца, Александра Рукавишникова, Владимира Соскиева, графиков – Сергея Геты, Константина Победина, Александра Суворова, создательницы декоративных панно из текстиля Натальи Мурадовой и автора пластических композиций из стекла Тимура Сажина. Со многими из них Баранов знаком со студенческой скамьи и испытывает к ним неизменное чувство заинтересованного ценителя. С кем-то из экспонентов близость обнаружилась в последние годы. Получился хотя и не очень обширный, но весьма точный срез профессионального художественного творчества, охватывающий основные стилистические доминанты. То есть речь идет о Большом Стиле, органически ставшем основной тенденцией обновленной Российской академии художеств. Приглашенные мастера представлены, по-возможности, работами как раннего периода - 1970-х -1980-х годов, так и последних лет. Такая экспозиция демонстрирует устойчивость возникшего в нашей стране в 1970-е годы художественного вкуса, позволявшего свободные путешествия по всем векам от античности и ренессанса до экспрессионизма и сюрреализма. Самоидентификация всегда имела для художников этого ряда значение умышленно принятой роли и искусно выбранной маски, которая помогала говорить о важных вещах иносказательно, смиряя их пафос и приближая к человеку. Использование в целях выразительности и образной метафоричности узнаваемых адресов классической истории искусства дает возможность сообщать произведениям дополнительные смыслы, которые рассчитаны на долгую жизнь их творений, а не на сиюминутный эффект. Даже если работа возникала как отклик на что-то произошедшее в современной жизни, взгляд автора через призму узнаваемых художественных адресов, придавал этим событиям значительность исторического масштаба и превращал бытовой сюжет в формулу человеческой жизни. В этой среде неизменно происходил обмен образами и подпитка друг от друга. Поэтому на выставке представлены как старшие по возрасту (например, учитель самого скульптора и многих живописцев его поколения – Дмитрий Жилинский), так и более младшие коллеги скульптора.
Преимущество художественного образования высокого уровня и новизна личностного начала в современном искусстве 1970-х годов было продемонстрировано выставкой двадцати трех московских мастеров одного поколения, устроенной в Центральном Доме Художника в сентябре 1981 года. Куратором ее выступил известный историк отечественного искусства А.И. Морозов. В тот момент она стала действительным проявлением свободы выбора и обновления. Десять из участников легендарной выставки представлены в нашей экспозиции. Но само явление  гораздо шире, чем собрала выставка 1981 года, или сегодняшняя. Выявление более полной панорамы еще впереди. До сих пор мастера этого ренессансного, гуманистического по сути, видения мира остаются верны своему сложносочиненному ходу мысли и мастерству, доказывают свою жизнеспособность. Не имея уже более двух десятилетиий государственного заказа, они считают своим долгом отзываться на все острые темы времени, продолжают представлять отечественную историю, заново переживая и перечитывая ее, по-новому драматически сопереживать вечным темам священной истории, находить достойные интонации в осмыслении пейзажа и изменяющейся городской среды, продолжают закреплять своими работами ценность высоких человеческих чувств, драматическую силу прозрений и предчувствий.
Леонид Баранов дополнил экспозицию своих любимых персонажей российской культуры и истории (Петра I, Пушкина, Достоевского) портретами своих друзей-художников и наших современников – обладателей высокого человеческого достоинства, интересных мастеру для длительного вневременного диалога о жизни и об искусстве. Таким образом, исторические герои сравниваются с нашими современниками, а современники становятся частью Истории.






версия для печати