Петр Оссовский «Русская палата».

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Российская академия художеств
Егорьевский  историко-художественный музей
представляют выставку произведений крупнейшего живописца,
народного художника СССР,
действительного члена Российской академии художеств,
лауреата Государственной премии СССР
и Международной премии им. М.И.Шолохова, 
почетного гражданина г. Пскова 
Петра Павловича Оссовского
«Русская палата».

В состав экспозиции вошли 15 оригиналов  росписей: три триптиха,  полиптих и две афиши, переданные художником в дар  Егорьевскому историко-художественному музею. К городу Егорьевску у П.П.Оссовского особое отношение – ведь там  провел детство и сформировался как русский художник, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель и педагог И.Э.Грабарь, основатель Московской художественной школы.  Он сыграл важную роль в творческом становлении П. Оссовского, который в 1940 г. в  15-летнем возрасте  был принят в эту школу. Молодой художник был убежден, что оказался в числе учеников во многом благодаря признанному мастеру, который отметил у него особенный композиционный дар,  т.к. понимал, что уровень его подготовки не в полной мере отвечал предъявляемым требованиям.  
И, когда через многие десятилетия П.Оссовскому была предоставлена возможность выразить своё почтение русскому городу,  он с благодарностью принял предложение старейшего музея Подмосковья и преподнес в дар  росписи палаты, которую назвал «Русской».    

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, лауреатаГосударственной премии СССР и Международной премии им. М.И.Шолохова,   почетный  гражданин г. Пскова  Петр Павлович Оссовский
Триптих «Страсти по вере» посвящен трем эпохальным событиям в истории нашей страны. Церковной реформе XVII века, олицетворением которой является портрет певца А. Ведерникова, национального голоса России, в роли раскольника Досифея из оперы М.Мусоргского «Хованщина»; крушению веры в ХХ веке в России, о котором повествует роспись «Вторая голгофа Иисуса Христа», являющаяся композиционным центром триптиха, и возвращению «Золотого тельца» в жизнь новой России в XXI веке, олицетворением которого является выдающийся русский певец Ф.Шаляпин в роли Мефистофеля из оперы «Фауст».
В триптихе «Подвижники старого обряда» мастер создал образы протопопа Аввакума, павшего за традиции старообрядчества, боярыни Морозовой, погибшей в мучениях, но не предавшей своей веры, и образ Русского Спаса Андрея Рублева, написанного в XIV веке по канонам старого обряда.
Тема этих триптихов не случайна. С градом Егорьевском и его окрестностями тесно связана история Русского старообрядчества. И вместе с северными районами, Сибирью и дальним зарубежьем, куда бежали старообрядцы, спасаясь от преследований после церковного раскола середины XVII столетия, одним из старообрядческих центров стало место в непосредственной близости от Москвы, менее чем в ста верстах.
По просьбе руководства Егорьевского историко-художественного музея П.П.Оссовский выполнил два иконописных образа – Святого Георгия Победоносца – заступника града Егорьевска и Святого Архангела Михаила – покровителя и основателя этого музея Михаила Бардыгина. Эти образы – составляющие триптиха «Дорога к храму», центральной частью которого является одноименная роспись.
Полиптих «Вековые образы России» состоит из росписей с образами великого поэта А.С.Пушкина, давшего России её современный язык и слово; Святой равноапостольной княгини Ольги, принесший на русскую землю Православную веру и основы Русской государственности, а также символического изображения Псковского кремля как античного щита Древней Руси, многие века стоявшего на защите границ государства, и росписи «Набат», посвященной тому тревожному колокольному звону, который за столетия ушедших эпох не раз призывал русский народ к сплочению и защите родной земли, сопротивлению силам врага и суровой природы.
Художник П.П.Оссовский всю свою жизнь создает одно эпическое  повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, её героическим и трагическим страницам,    русским людям,  родной земле, которую он открыл для себя на древней псковской земле, напоённой глубокой истинной красотой  и суровым былинным величием. Это Псковский кремль, храмы и монастыри,  удивительная природа и люди, живущие на этой земле.
В 2011 году П.П.Оссовский создал и передал в дар около 20 оригиналов росписей для Изборской палаты в связи с празднованием 1150-летия основания  города Изборска.


Управление информации Российской академии художеств.
 






версия для печати