Выставка произведений Виктора Русанова

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)



Около сорока лет творчества вобрала в себя персональная выставка известного московского живописца, заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств, профессора Виктора Русанова. Экспозиция задумана как ретроспективный показ произведений мастера, позволяющий проследить эволюцию его живописной манеры.

В экспозицию вошло около 80 работ, отразивших пластические эксперименты мастера на разных этапах его творческого пути. Вместе с тем выставка выразительно показывает, как возрастал с годами присущий художнику философский подход к различным явлениям жизни: это материал для размышлений, результаты которых предстают на полотнах. Обладающие выразительной живописной фактурой произведения Русанова с присущей ему многоплановостью пластических решений - результат тщательной и вдумчивой работы, неустанных творческих исканий.

Виктор Николаевич Русанов родился в 1950 году в гор. Николаеве, с которым было связано несколько поколений его семьи; детство его прошло в Центральной России. При выборе профессии он предпочел Рязанское художественное училище, славящееся богатыми традициями, которое окончил в 1969 году. Тогда же поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, где его педагогами в мастерской станковой живописи были А.М.Грицай, Д.Д.Жилинский, С.Н.Шильников.

Виктор Русанов рано заявил о себе как художник незаурядного и самобытного дарования. Он начал выставляться еще в студенческие годы, в начале 1970-х; некоторые из работ сразу же получили широкую известность. В 1975 году художник защитил диплом, а уже в 1976 году вступил в Союз художников СССР, активно принимая участие в выставках, от молодежных до всесоюзных, и в зарубежных показах  советского искусства. Конструктивная ясность и мощная энергетика полотен В.Русанова, их сложная и звучная палитра, метафоричность и одухотворённость образов быстро убедили коллег и критиков: появился новый мастер большой сюжетной картины, способный трактовать окружающую реальность в духе «высокого» стиля, достигая подлинной художественной образности.

В середине 1980-х столичному зрителю открылся новый период творчества Русанова, в течение которого было создано много картин, несхожих с прежними в силу как новаторской разработки живописного пространства, так и углубленного философско-поэтического подтекста. Такой поворот объясняется тем, что, начиная с 1979 года, личная и творческая биография художника связана с Крымом. На мироощущение автора, на возникновение иной трактовки световоздушной среды повлияла южная природа с присущим ей более интенсивным солнечным светом, чем в Средней полосе России.

В многочисленных пейзажах и жанровых композициях, в частности, в сценах сбора урожая, отдыха на берегу, купания в море Русанов по-своему интерпретирует крымские ландшафты. Воздушную стихию жаркого дня или густые сумерки южного вечера художник передает с реалистической достоверностью, но вместе с тем насыщает их особым настроением. Без сомнения, служа мастеру источником постоянного вдохновения, пейзажи Крыма, Грузии или Черногории полны величественности, некоей надмирной, вселенской красоты, однако напрочь лишены стереотипной яркости, туристического глянца. Напротив, юг у Русанова предстает скорее сумрачным, нежели залитым ярким солнцем. Художнику интересны переходные состояния природы, он склонен запечатлевать крымские ландшафты в такие моменты, когда небо затянуто тучами, приближается гроза либо крыши внезапно присыпал ненадолго выпавший снег: таковы холсты «Серый день», «Перед грозой», «Февраль в Гурзуфе», «Пейзаж с черным небом», «Зимой». Сознательно сторонясь мест, ассоциирующихся с курортным лоском, Русанов избирает сугубо непарадные уголки натуры – такие, как в картинах «Старая Ялта», «Окраина Вильнюса», «Снег в горах».

Тем не менее, силой воображения он пересоздаёт Крым, а вслед за ним и другие края, чьи виды пропущены сквозь биографию автора, в собственный вариант Земли обетованной, где человек и природа сливаются воедино, хотя далеко не всё сущее живет здесь по законам гармонии. Так, трагическими нотами окрашены полотна, где Крым и его обитатели изображены в период межсезонья. Звучные аккорды синего, розового, зеленого, желтого, характерные для многих картин Русанова, уступают место изысканно звучащим, но сознательно «сгущенным», затемненным краскам. Здесь ощутима склонность автора к нестандартным колористическим решениям, обусловленная экспрессионистским подходом. Нередко заурядные, «заземленные» ситуации – например, сцены «В парикмахерской», «На набережной» или бытовые сюжеты, разработанные в полотнах «Осенние цветы» и «Мертвый сезон», - вырастают в значимый художественный образ. Неудивительно, что среди излюбленных мотивов мастера – мотив дороги, он пронизывает многие картины: «На платформе», «Начало дня (Рабочее утро)», «Весна в Гурзуфе».

Художник, зачастую работающий на стыке жанров, осознанно уходит от «чистого» пейзажа или бытового жанра. Тем самым он  заставляет зрителя пристальнее вглядеться в будничную жизнь людей, протекающую на фоне идиллических ландшафтов, но нередко диссонирующую с их мажорным звучанием. В картинах часто встречаются прибрежные пейзажи, изображение садов и парков, и персонажи на русановских пляжах и набережных нередко сосуществуют в едином ритмическом ключе с природой, словно задающей общее настроение картины. Люди на этих полотнах пребывают в реальных обыденных ситуациях – за столиком кафе или на пристани, однако их позы, жесты, движения преисполнены столь значительного внутреннего смысла, что приобретают вневременной характер. В  холстах, полных особенно острого внутреннего напряжения, Русанов предпочитает лишь бегло обозначить сюжет, избегая явной нарративности. Стремление как можно точнее, но непременно с метафорическим подтекстом отобразить действительность во всем многообразии ее нюансов присуще мастеру на протяжении всего творческого пути.

Разные эмоциональные состояния автора, навеянные южной природой, то ликующе прекрасной, то находящейся в зыбкий момент перехода  от зимы к лету либо от солнечного дня к дождю, проецируются как в камерные пейзажи, так и в сложные крупноформатные композиции, обладающие декоративными качествами. Русанов наделен даром монументалиста, его работы, несмотря на сложный и богатый колорит, а также умение насытить их точными деталями, отличаются лаконичным формальным решением.

Признанный мастер пейзажа, Русанов уделяет много внимания и другим классическим жанрам - портрету и натюрморту. Здесь для художника вновь открывается поле для пластических экспериментов, неотделимых от переосмысления видимой реальности в духе собственной поэтики. В этом ключе показательны работы, обогащающие традиционное портретное изображение жанровыми мотивами: «В гостях у В.Г.Светлицкого» или созданный в Гурзуфе «Портрет Германа Егошина». «Двойной портрет», «Composition» и «Солнечный день» вписаны в серию портретов близких – жены и дочери, которые часто служат художнику моделями.

Аналогичная ситуация с натюрмортами, которые зачастую изображены не в отдельности, а органично вписаны в интерьер, как «Натюрморт со скрипкой», или существуют в вибрирующем пространстве, наполненном бликами и отражениями («Натюрморт с зеленой бутылкой», «Натюрморт с рюмкой»). Живописец ведет постоянный поиск всё новых, наиболее адекватных поставленной задаче образных средств.

Картины, часто напоминающие витражи или мозаичные панно, передают всё богатство и красочность окружающего мира, открывая зрителю особую русановскую поэтику. Для глубинной динамики формотворчества мастера характерно постоянное усложнение линейного ритма благодаря конфигурации, образованной рассекающими холст линиями, которые будто вторят «нервным» движениям кисти. Богатство линейных ритмов и цветовых аккордов наделяют полотна Русанова музыкальностью.

Точную характеристику творчества мастера дал крупный художественный критик, доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств А.И.Морозов (1938-2010): «Многие картины В.Русанова крайне сдержанны в развитии событийного момента, чужды повествовательности, однако полны острейшего внутреннего напряжения. Ломкие, экспрессивные движения пера или кисти этого мастера будто таят в себе глубоко пережитую динамику почти абстрактного кубистического формотворчества, что придает русановским композициям с холодными контрастами их колористического решения совершенно особый тонус, а простым, обыденным жанровым мотивам сообщает хрупкую и нервную поэтическую атмосферу, воспринимаемую сегодня как понятный многим чрезвычайно достоверный исповедальный момент. Щемяще тревожный лиризм русановских образов оказывается близким душевному состоянию многих из нас…»

Выставка служит своего рода путеводителем по различным периодам творчества художника, хотя при развеске картин в экспозиции хронологический принцип сочетался с тематическим. Вводный зал сразу дает представление о нескольких больших темах, волнующих Русанова, и о его склонности работать сериями. Здесь навеянные воспоминаниями детства картины «Игра» и «Весна», входящие в цикл, посвященный подростковым играм, соседствуют с пейзажем и портретами. Русанов изощренно использует реминисценции из «большой» истории искусства, ведет скрытый диалог как со старыми мастерами, так и с коллегами-современниками. Один из портретов - «Утро», обогащенный жанровыми мотивами и христианской символикой, - явственно отсылает к стилистике Раннего Возрождения, хотя за окном изображен современный город.

Вместе с тем, в его пейзажах, по словам самого живописца, конкретные мотивы зачастую перемежаются с вымышленными, так что городской и природный ландшафт, при всей их узнаваемости, предстают как явление собирательное. Для мастера чрезвычайно важно глубинное переосмысление реальности, преломление ее разнообразных аспектов подчас в неожиданных ракурсах. По мнению доктора искусствоведения Г.В.Плетневой, Виктор Русанов принадлежит к той творческой генерации, для которой альфой и омегой созидания является синтез предметного начала и пространства. Его живописная форма заключает суть бытия, отражая конструктивную ясность видимого и многозначность пластических комбинаций. Художнику при этом чужды абстрактные схемы, мир на его полотнах полон чувственной красоты, ее духовный смысл мастер безошибочно переводит в категорию стиля. Современному восприятию близка «рациональность» автора, а эстетическая упорядоченность его образов отвечает самым строгим требованиям художественного вкуса.

Полотна В.Русанова входят в собрания крупнейших музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, целого ряда региональных художественных музеев, в том числе  находящихся во Владивостоке, Иваново, Омске, Рязани, Томске, Туле, Южносахалинске, а также в многочисленные частные коллекции России и зарубежья. Активную творческую деятельность живописец совмещает с преподавательской работой, передавая накопленные знания и опыт, свое мифопоэтическое видение мира студентам Суриковского института.

В составе выставки в залах Российской академии художеств - портреты, пейзажи, натюрморты, сцены в интерьере, а также тематические и аллегорические композиции. В числе знаковых работ В.Русанова, вошедших в ретроспективный показ, выделяются полотна «Весна в Гурзуфе (Портрет художника Чагелишвили)», созданные также по мотивам Крыма «Пасмурный день», «Пейзаж с синим небом», «Серебристый пейзаж», «Южная зима», жанровые картины «Крымский вечер», «Мальчики на Москве-реке», «На винограднике», «На юге», «Разговор».

 Произведения, включенные в экспозицию, исполнены в период с 1975 по 2012 годы и являются собственностью автора. Несколько полотен входят в коллекцию Международной конфедерации союзов художников.  






версия для печати