«Петербурга женское лицо». Выставка произведений А.П.Остроумовой -Лебедевой в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Редакции журнала «Наше наследие»
Сроки проведения: 29.09.2005 - 14.10.2005

С Академией художеств связано творчество многих замечательных мастеров, произведения которых вошли в золотой фонд отечественной культуры. В ряду выставок, посвященных 250-летнему юбилею академии, который будет отмечаться в 2007 году, - экспозиция «Петербурга женское лицо», развернутая в залах редакции журнала «Наше наследие» (Неопалимовский пер.,4). Она знакомит зрителя с малоизвестными произведениями одного из значительных мастеров отечественного графического искусства начала ХХ века А.П.Остроумовой-Лебедевой из коллекции семьи Синицыных. На выставке представлены более 40 гравюр, литографий, акварелей и рисунков художницы, созданных в разные годы. «Среди великих мастеров, изображавших городские виды, в истории русского и мирового искусства нашелся лишь один художник, имя которого немедленно ассоциируется с необычайно яркими, величественными, точными и характерными образами Санкт-Петербурга. Речь идет об Анне Петровне Остороумовой –Лебедевой (1871-1955). Она родилась в 1871 году в семье П.И.Остроумова, к моменту зрелости дочери ставшего одним из высших гражданских чиновников Синода Русской православной церкви. Анна училась в известной петербургской гимназии вместе с дочерьми Ф.М.Достоевского, Я.П.Полонского. Непреодолимой была страсть Остроумовой к рисунку. Она посещала вечерние классы школы Штиглица, а в 1892 году поступила в императорскую. Академию художеств. По совету И.Е.Репина училась они и в Париже, но у американского мастера Д.Уистлера. На рубеже веков художница сблизилась с «Миром искусства». Александр Бенуа назвал ее «одной из самых цельных и типичных фигур» творческого объединения. Не декларируя свою причастность к мирискуссникам, Анна Петровна следовала их художественным принципам всю жизнь. Однако среди мастеров «Мира искусства» она выделялась исключительным пристрастием к гравюре. А.П.Остроумов-Лебедева сама, с присущей ей прямотой, определила свое место в истории искусства «…гравюра в России с конца 19 – века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила Я». А.П.Остроумова-Лебедева осталась верна своей «Гравировальной страсти до конца жизни. И в Петрограде времени революции, которую она приняла без восторга, хотя, поначалу, как и многие художники, была настроена оптимистически. И в Ленинграде сталинского времени, когда ей пришлось создавать образы социалистического города. И в годы Великой Отечественной войны, в тяжелейшие 900 дней блокады, стойко пережитых ею, сумевшей сохранить и выразить в своих работах веру в несгибаемость Петербурга – своего любимого города. Значительное художественное и эпистолярное наследие, собранное ее учеником, художником и педагогом Николаем Васильевичем Синицыным (1912-200) на протяжении десятилетней дружбы с А.П. Остроумовой-Лебедевой и бережно хранимое ныне в семье Александры Николаевны Синицыной и Александры Алексеевны Синицыной-Суворовой, дает емкое представление о масштабе ее личности, творческой и педагогической деятельности. Настал тот час, когда искусство А.П. Остороумовой-Лебедевой должно пережить еще одно рождение. Ее работы мощно и глубоко выражают не только нашу всеобщую любовь к красоте Петербурга, но и превращают эту любовь в неотменную, обязательную категорию российской культуры».
Д.О.Швидковский. Профессор, доктор искусствоведения, вице-президент Российской академии художеств, действительный член Российской академии архитектуры.








версия для печати