ХХI Алпатовские чтения «Россия – Италия – Испания: художественные связи»

 

30 ноября - 2 декабря 2011 года Российская академия художеств совместно с Российской академией наук проводят Международную научную конференцию (ХХI-е Алпатовские чтения) на тему: «Россия – Италия – Испания: художественные связи» в ознаменование перекрестного года России и Италии, России и Испании.
На конференции будут рассмотрены проблемы, связанные с культурным взаимодействием этих стран в области изобразительного искусства и литературы на протяжении нескольких столетий.
В конференции принимают участие искусствоведы, историки, филологи и художники Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России.

Открытие конференции и утреннее заседание 30 ноября состоятся в Галерее искусств Зураба Церетели (зал Яблоко) по адресу: Москва, ул. Пречистенка, д.19. Регистрация участников - в 10.30 Дневное заседание 30 ноября, заседание 1 и 2 декабря будут проходить в Белом зале PAX по адресу: Москва, ул. Пречистенка, д. 21 Начало утренних заседаний - 11.00, дневных - 15.00

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

30 ноября

Утреннее заседание Ведет заседание Вице-президент РАХ Д.О. Швидковский. Президент РАХ З.К.Церетели. Приветствие Директор Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста. Приветствие Д.О.Швидковский. Вступительное слово. К истории русско-итальянских связей. К.Муратова (Франция, профессор). Италия и творчество П.П.Муратова А.Л.Баталов (РАХ, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). Ренессансные архитекторы и средневековое русское зодчество Ю.В Мудров (СПб, Общественный фонд содействия развитию культуры и искусства). Граф и графиня Северные на Апеннинах (путешествие Цесаревича Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны по Италии и его роль в российско-итальянском культурном диалоге) Г.В.Длужневская (СПб, Институт истории материальной культуры РАН, Научный архив). Италия и Испания в старых фотографиях Презентация альбома «Espane1889 Испания (Alicante, 2011) ИИМК РАН Кофе-брейк Дневное заседание Ведет заседание В.В.Ванслов А.А.Стригалев (Государственный институт искусствознания). Два визита во Фраскати Л.И.Давыдова (СПб, Государственный. Эрмитаж). Маркиз Дж.П.Кампана. Судьба коллекционера и его коллекции Е.А.Гаврилова (Музей-усадьба Останкино).Итальянская скульптура из собрания музея-усадьбы Останкино. Е.Ю.Сапрыкина (Институт мировой литературы РАН). Три путешествия итальянцев в Россию в 18веке: Альгаротти, Касти, Альфьери Н.А.Калугина Н.А (Государственная Третьяковская галерея) Русские архитекторы – пенсионеры в Италии Т.М.Трошина (Екатеринбург, Уральский федеральный университет). Искусство Италии в коллекциях Демидовых С.Л.Белоусов (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева). «Пир» Платона и его роль в «Афинской школе» Рафаэля Л.В.Соловьева (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ). Произведения сиенского ювелира первой половины 15в. Горо ди сер Нероччо из российских музеев Ю.А.Бутовченко (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). Блюдо Марии Темрюковны: к вопросу об итальянском или испано-мавританском происхождении орнамента 1 декабря Утреннее заседание Ведет заседание А.Г.Толстиков С.В.Усачева (Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский институт истории и теории изобразительных искусств РАХ). Сильвестр Щедрин в Неаполе Е.Д.Федотова (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ). Евангельская тема в произведениях Доменико Морелли и русских художников 1860-1890-х годов С.С. Степанова (Государственная Третьяковская галерея). Александр Иванов – итальянские источники творчества С.К.Казакова (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова). Торквато Тассо и русская живопись первой половины 19 века Т.Седова (Российский государственный гуманитарный университет). Художественный метод Паоло Трубецкого в диалоге культур И.А. Панченко (СПб, Государственный русский музей). Итальянки милой взор… С.И.Орлов (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ). Архитектура – знак истории: идеи Пиранези в графике Мстислава Добужинского и Георгия Нарбута Л.С Хасьянова (Российская академия живописи, ваяния и зодчества И.Глазунова) Первое участие России во второй венецианской Бьеннале (1897) Кофе-брейк Дневное заседание Ведет заседание Е.Д.Федотова К.А.Чекалов (Институт мировой литературы РАН). Образ России в прозе Эмилио Сальгари А.А.Золотов (РАХ). Возвращение Гоголя – русский взгляд из прекрасного далека. Работа скульптора З. Церетели на вилле Боргезе в Риме Л.В.Казакова (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ). Стекло Мурано в контексте современного искусства Н.В.Геташвили (Российская академия живописи, ваяния и зодчества И.Глазунова). Судьба художественной идеи на службе идеологии. (Интерпретация «классического» в эпоху тоталитаризма: Италия – Испания – СССР 1930-х годов) О.А.Турчина (Ассоциация искусствоведов).Плоскость, поверхность и пространство в итальянском искусстве второй половине XX века: Фонтана, Боналуми, Пурри, Кастеллани, Манцони О.И.Томсон (СПб, Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина). Венецианские Бьеннале современного искусства и искусство России начала 21века Т.А.Троицкая (Росохранкультура). Русское искусство и антикварный рынок Италии и Испании 20 века А.В.Чернецов (Институт археологии РАН). Антикатолические мотивы на миниатюрах Лицевого Свода 2 декабря Утреннее заседание Ведет заседание В.С.Турчин А.К.Якимович (РАХ). Веласкес: искусство и власть О.А.Ногтева (Московский архитектурный институт). Формирование концепции Пласа Майор в градостроительстве Испании в последней трети 16 века А.В.Рындина (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ). Образ Св. Девы из Лорето, мадридская Almodenaи русский извод «Богоматерь – прибавление ума». Созвучие образа и смысла.(16 - 18в.в.) В.С.Турчин (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова). Франсиско Гойя. Два этюда (русские связи художника, внутренний смысл серии «Капричос» А.Г.Стёпина (Научно-исследовательский институт истории и теории изобразительных искусств РАХ). А.Р.Менгс и академическая живопись в Испании и России на рубеже 18-19 веков Ю.И. Арутюнян (СПб, Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина). Альгамбра: к вопросу об интерпретации испано-мавританских мотивов в педагогической системе Императорской академии художеств Е.А.Савинова (СПб, Научно-исследовательский музей РАХ). Модели Альгамбры из фондов Научно-исследовательского музея РАХ К.В.Орлова (Государственный институт искусствознания). Творчество Жоана Миро периода Гражданской войны в Испании Л.С.Балашова (Великобритания, Эссекский университет). Жауме Пленса: новая концепция монументальной скульптуры В.В.Ванслов (Научно-исследовательский институт истории и теории изобразительных искусств РАХ). Творчество академика Кишева и русско-испанские связи Прения, закрытие конференции






версия для печати