«Живописное наследие». Выставка произведений Ивана Сорокина. К 95-летию со дня рождения.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 15 - 27 мая 2017
Место проведения: Выставочный зал Московского Союза Художников на 1-й Тверской-Ямской, д. 20

Выставка живописного наследия Ивана Васильевича Сорокина (1922-2004) – Народного художника России, действительного члена РАХ, лауреата Государственной премии им.И.Е.Репина. В экспозиции представлено более 50 полотен разных лет из собрания семьи художника, многие из которых выставляются впервые.
Живопись Ивана Сорокина - результат размышления, опыта и живого впечатления. Немногословность деталировки, сочетаясь с точностью тональных отношений, оставляет зрителю простор для домысливания, дает возможность и любоваться сложно сотканной живописной поверхностью, и прожить изображенный момент, ощутить пространство и состояние.

Иван Сорокин родился в селе Гавриловское Рязанской области, недалеко от Константиново. Детские годы, проведенные в этих живописных местах, первозданность и тонкая красота природы, деревенский уклад и честный крестьянский труд, особенная для сельских жителей тяга к искусству в его семье (в избе на стенах висели репродукции картин Репина, Серова, Левитана, Маковского) сформировали его взгляд на мир, стали основой его творчества.
С 8 лет Иван Сорокин живет в Москве. Первым его стремление к искусству заметил и поддержал школьный учитель рисования Николай Иванович Нестеров. Потом, когда Иван Сорокин учился в Московской средней художественной школе, его художественным руководителем по живописи и композиции был Василий Васильевич Почиталов, отмечавший его трудолюбие и талант колориста. Обучение пришлось прервать в 1942 году с призывом в армию, но уже в 1944 г. лейтенант Сорокин стал художником Студии им.М.Б.Грекова и выезжал на фронт в качестве живописца. После войны Студия имени Грекова направила его учиться в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, где он обучался у Сергея Васильевича Герасимова.
И во время обучения, и по окончании института Иван Васильевич совершил ряд творческих поездок по городам России, побывал на целине в Казахстане, объездил русский север с В.Ф.Стожаровым, совершил вместе с В. Е Цигалем несколько поездок в Дагестан. Писал он и за границей. Годами создавал «пушкинский цикл», включающий пейзажи мест, связанных с жизнью поэта, в том числе виды Петербурга и Москвы.
В итоге Иван Васильевич пришел к мысли, что самое интересное - родная природа средней полосы и осел в селе Усолье под Переяславлем, найдя там на много лет «вторую родину». Наблюденный провинциальный быт, деревенский пейзаж, лошади, церкви, портреты простых людей стали его темой.
Можно выделить этапы его пути по смене изобразительного языка, периоды увлечения художника чистым цветом или сдержанно-серебристой гаммой, но, пожалуй, цельность - определяющее качество творчества и личности Ивана Сорокина. Он считал, что писать надо только то, что понятно и дорого, близко сердцу. Следует писать с натуры, чтобы на холсте не было ничего надуманного, но лишь то, что прочувствовано и любимо. Приблизиться к таинству природы, сокровенному в простом, «поймать» сложные переходные состояния природы. Имея особенный талант колориста, в своём творческом пути Иван Сорокин шёл от лепки формы, светотеневой моделировки к цветописи. Его работы отличает плотная тональность, крупный мазок, пастозность красочного слоя, виртуозное владение кистью, лаконичность. Парой движений по холсту он мог обозначить узнаваемые образы: фигуру лошади, развевающееся белье, очертания деревьев. Вместе с тем особое внимание он уделял небесам, разрабатывая их сложно, напряженно, драматично.

На основе пресс-релиза



Возврат к списку

версия для печати