Выставка произведений В.Н.Ржевского в ЦДУ.

 

Другие выставочные залы


Место проведения: Центральный Дом ученых, Москва, ул.Пречистенка, 16
Дата проведения: 4 - 27 февраля 2016 года

Вернисаж - 3 февраля в 14.00
Вход - свободный.


В феврале в Центральном Доме учёных РАН открылась персональная выставка заслуженного архитектора РФ, академика Российской академии художеств Валерия Николаевича Ржевского. В экспозицию вошло около 50 живописных и графических работ мастера, большинство из которых выполнено в последние годы.
Валерий Николаевич Ржевский — зодчий по образованию и по складу своего дарования, поэтому излюбленный жанр его творчества — архитектурный пейзаж. Путешествуя по миру, он не расстаётся с блокнотом, «и пальцы просятся к перу, перо к бумаге». В самых красивых местах планеты, как истинный профессионал, не боясь самых сложных перспективных видов и архитектурных мотивов, будь то дворцовые комплексы замков Луары или монастыри Ростова Великого и Москвы, он с любовью переносит их неповторимые очертания на белый лист бумаги. Эти графические рисунки порой ложатся в основу живописных произведений, однако, они вполне самоценны по своей художественной значимости. У Ржевского прекрасное графическое чутьё, он виртуозно владеет линией, формой, любит детали, которые добавляют произведению лёгкую изящность кружева: в декоре фасадов или в переплетении веток деревьев и сложной игре теней на снегу… Очевидно, ему дорога графика пейзажей великих мастеров прошлого: Джованни Баттиста Пиранези и Альберта Бенуа — с их внимательным, точным отношением к архитектуре минувшего при наиболее достоверной передаче её уникальных особенностей. У этих художников индивидуальное решение композиционных задач, они умеют создать определённую атмосферу настроения каждого изображаемого сюжета, чего также придерживается и Ржевский в своих архитектурных графических пейзажах.
Масштаб художественного дарования позволяет ему раскрыться также и в живописи. Будучи романтиком по духу с жизнеутверждающим мировоззрением, Ржевский пишет картины мажорного настроения, которые восходят к творчеству его любимых живописцев: Сильвестра Щедрина и Бориса Кустодиева. Он предпочитает пейзажи, в которых с эпическим размахом раскрывает мощь и величие самых дорогих для него памятников архитектуры в окружении природных ландшафтов. Одновременно их можно назвать историческими. Так картина «Троице-Сергиева Лавра» (2015) — это зимняя сказка, космическая по своей духовной наполненности, где на фоне обители под звёздным небом идёт Святой Сергий в сопровождении верного ему медведя. «Георгиевский собор в Юрьеве-Польском» (2015) — это живописная летопись из истории XII-ХIII веков — времени князей Юрия Долгорукова и Святослава Всеволодовича, чьи имена связаны с судьбой православия и русской государственности. Знаковыми стали фигуры на первом плане — это русский князь с женой и детьми, идущие в храм на благословение в окружении своего народа. Архитектурный образ Георгиевского собора на картине немного не привычен для современного человека. Как художник-архитектор Ржевский реконструировал первоначальный образ храма; только каменное узорочье со Святыми «чудо вельми» на фасаде собора выявляет преемственность стилей. О своей картине автор рассказал: «Я внимательно изучаю объект (будь то храм или монастырь), знакомлюсь с его историей, его «жизнью», мне интересно как он выглядел по замыслу первого зодчего или каким он стал после очередной реконструкции. Уже на холсте я, проанализировав, даю своё видение. В картине «Крещенский мороз» (2015), где изображён Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом, я восстановил галереи и входное крыльцо, нашёл старые архивные фотографии, где на главном куполе увидел звёзды — значит, купол был голубым! Мне интересно работать со старинной архитектурой и иногда, для выявления целостности образа или раскрытия всей красоты архитектуры, я опускаю часть крепостной стены (например, картины: «Спасо-Яковлевский монастырь», «Рождественские каникулы») или «сжимаю» монастырские постройки в единый ансамбль».
С юности Ржевский много путешествует по миру, он неоднократно совершал поездки по святым местам, где писал превосходные этюды, а уже в мастерской создавал на их основе сюжетные произведения. Одним из его излюбленных уголков России стала Нило-Столобенская пустынь на Селигере. Монастырь настолько дорог художнику, что он создал философскую картину «Дорога к храму» (2010) с его образом — это величественный архитектурный памятник, роняющий свое отражение в водную гладь проталин в тёплых лучах заката. А на первом плане композиции — лодка, до половины залитая водой, а рядом с ней — одинокая фигура монаха, который всей душой стремится в свою обитель. Об этой картине Ржевский рассказал: « Я писал раннюю весну, когда дороги по льду растаяли, а лодка разбита. Труден путь к Богу… Стоит монах на берегу и не знает как попасть в монастырь. Но зритель верит: монах придёт в свой храм, ибо он полон веры, а по вере ему и воздастся». Эту картину Ржевский передал в дар музею-ризнице Нило-Столобенского монастыря, где она вошла в постоянную экспозицию. На Тверской земле у художника есть ещё одно дорогое сердцу место — храм в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, где также находится часовня и святой источник. Здесь, в окружении стройных берёз и молодых ёлочек, Ржевский неоднократно писал этюды, на которых запечатлел своих друзей-живописцев, себя с этюдником и иеромонаха Германа (Фисенко) из этого храма, например, в работе «У источника» (2015).
Художник периодически пишет пейзажи в Ростове Великом и окрестностях древнего города. На основе одного из таких этюдов появилась значительная картина «Ах, лето!» с деревней Зверинец под Ростовом. Неординарен подход к идее произведения, о чём сам художник сказал так: «Я сделал этюд заброшенной деревни, где уже нет никого, практически никто не живёт, только красивые русские поля и долины. Мне захотелось вдохнуть в них жизнь, и я изобразил то, чего не было, но должно быть: пасутся стада, строится дом, дети идут на рыбалку, ветераны на лавочке вспоминают былое. Но я уверен: всё вернётся, Россия возродится!».
В творческом наследии художника много пейзажей с образом Волги, которую он любит всей душой, будучи рождённым в одном из самых красивых волжских городов — Самаре. Жигулёвские горы, омываемые водами Волги-матушки, её заливные просторы и эпические дали нашли своё отражение в его картинах. Излюбленное место художников самарского края — село Винновка со старинным храмом Казанской иконы Божией Матери (1851) и построенным в последние годы Свято-Богородичным мужским монастырём. Практически ежегодно Ржевский стремится побывать на острове Свияжск под Казанью. Много достойных полотен художника посвящены этой жемчужине православия.
Царственные горы — излюбленный мотив в творчестве Ржевского. В юности он увлекался альпинизмом, покорял пятитысячник на Тянь-Шане, любовался вулканами Камчатки, ходил через перевалы Кавказа и Урала, рисовал Карпаты. Потом были горы Аргентины, Чили, Швейцарии, Германии и Австрии. С командой товарищей и рюкзаком за спиной делал в дороге зарисовки, в зрелые годы — пишет картины с очертаниями «седых великанов», органично передавая их структуру. В этих декоративных по цвету пейзажах с матовой благородной фактурой темперы к радости бытия взывают альпийские луга с эдельвейсами и лошадками, пастухами и путешественниками на их фоне, и, конечно, небеса, в которых столько красоты мироздания. В черногорских пейзажах у подножья гор разливается изумрудно-бирюзовая морская гладь с белыми яхтами и парусами — символом Мечты и Надежды.
Благодаря гостеприимству ветерана афганской войны Мнаца Дащана, в 2015 году Ржевский побывал на пленэрах в Сочи и создал эпические картины с потрясающим пространственным размахом, где «цепью горы от моря до моря, словно стражи построены в ряд». В его пейзажах захватывают воображение перспективы далей ландшафтов предгорья Кавказа и Красной Поляны с современным горнолыжным комплексом. Великолепие этих мест не случайно навевает воспоминание об описаниях Гомером девственных колхидских лесов, где извилистая река Мзымта несёт свои «царственнее воды» среди глубоких ущелий. Несколько этюдов были написаны художником в Солох-ауле, в долине реки Шахе.
В своём творчестве Ржевский обращается к образам выдающихся людей России, один из них — Фёдор Ушаков. Легендарный русский флотоводец, командующий Черноморским флотом настолько покорил художника, что он создал серию картин, посвящённых адмиралу. Порой фантазия даёт импульс соединить на одном полотне две реальности — современную действительность и исторический сюжет. Так на картине «Мечта» (2010) совсем юный отрок Фёдор Ушаков держит в руках деревянный кораблик, а на дальнем плане — недавно построенный кафедральный собор в Саранске, возведённый в его честь. В произведении «Святые сыны Отечества» (2015) на фоне ансамбля Санаксарского монастыря изображены две ключевые фигуры — старец Святой преподобный Феодор, связавший свою судьбу с обителью, и его племянник — праведный воин Феодор (Ушаков), которые никогда не встречались в жизни, но последние годы провели в молитве в этом монастыре, а в центральной части композиции — корабль адмирала, на котором он не потерпел ни одного поражения. Картины «Флагман русской эскадры в Которском заливе» (2011) и «Ночь перед боем 14 сентября 1806 года» (2011) с храмами и горами Черногории — также дань памяти русскому адмиралу и всему доблестному российскому флоту.
Портретное направление искусства Ржевского выявляет две линии — это образы современников и исторические портреты. С особой теплотой выполнен портрет сына — «Сноубордист» (2005). В 2014 году были написаны три значительных воображаемых портрета: барона Врангеля, Пушкина и Есенина. Психологическая характеристика этих персонажей усилена сложным композиционным решением заднего плана. Так барон Пётр Врангель изображён на фоне последней русской эскадры, Есенин — «хоровода» берёз, окутанных синеватой дымкой тумана и золотым сиянием солнечных бликов, Пушкин — Петропавловской крепости; ведь, как известно, поэт из Михайловской ссылки послал брату Льву свой рисунок для «Онегина» с силуэтом Петропавловской крепости. И эту сакральную связь поэта с Петербургом удалось подчеркнуть Ржевскому. Не менее выразителен более ранний портрет Юрия Гагарина (2013) в лётном скафандре с характерным для космонавта приветственным жестом руки. История российской космонавтики особенно близка Ржевскому, и он раскрывает её как в архитектуре (работая над проектом музея Гагарина в Киржаче), так и в серии тематических композиций, часть из которых находится в галерее Хань Цзянь Минь в Харбине и в собрании автора.
Выставка Валерия Ржевского в старинном особняке Дома учёных дарит посетителям праздничное настроение. Это достойное собрание произведений изысканной графики и живописи, богатых по тематике, пластике и колориту, в них любовь к профессии зодчего гармонично перешла на холст и бумагу. И, конечно, возможность встречи с мощным дарованием его неординарной личности, верным заветам Православия и дарящим людям свою искреннюю любовь к Миру искусства.
Художник выражает особую признательность за помощь в организации выставки Главному учёному секретарю Президиума РАХ, первому вице-президенту Российской академии художеств О. А. Кошкину.

Елена Падрова









версия для печати